Структурно-конфессиональный каталог

Последнее обновление 5 января 2003 г.


Православие

Старообрядчество

Католицизм

Протестантизм

Униатство

Другие христианские течения


Православие

Конфессия в целом

Казанцева М. Г. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий (к постановке проблемы) (загрузить)

Аннотации нет

Нечаева М. Ю. Церковь в модернизирующемся обществе России XVIII – начала ХХ в.(загрузить)

В статье рассматриваются основные направления реформ православной церкви в России в контексте правовых отношений церкви и государства, типичных для модернизирующихся обществ.

Северо-западный федеральныйокруг

Казанцева М. Г. Певческая традиция древнего Новгорода (загрузить)

Тезисы посвящены анализу певческих рукописей Новгорода XI—XIII вв.

Епархии

Северо-Западный федеральный округ:

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

Северо-Кавказский федеральный округ:

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

Приволжский федеральный округ:

Побережников И. В. Провинциальный воевода и епископ (К истории конфликта на Вятке, 1740-е гг.) (загрузить)

В статье описывается конфликт между епископом Вятским Варлаамом и воеводой А. С. Писаревым (территория Кировской области), ярко демонстрирующий нравы местных светских и православных епархиальных властителей, систему их взаимоотношений, а также позицию центральных светских и церковных властей при расследовании этого дела.

Уральский федеральный округ

Шкерин В. А. Закрытие старообрядческих часовен в Нижне-Тагильском заводском округе в 30–40-е годы XIX века (загрузить)

В статье описываются события, связанные с передачей нескольких старообрядческих часовен единоверцам, а также политика местных светских и православных церковных властей по отношению к старообрядцам в Нижне-Тагильском заводском округе (территория Свердловской области).

Сибирский федеральный округ:

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Дальневосточный федеральный округ:

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

За пределами России (Украина):

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

За пределами России (Китай и Монголия):

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

 Внутриепархиальное управление

Уральский федеральный округ

Голикова С. В. Дневниковые записи как источник по изучению повседневной жизни Екатеринбурга на рубеже XVIII-ХIХ веков(загрузить)

В статье дается анализ дневника екатеринбургского протоиерея Ф. Л. Карпинского, размещенного в нашей электронной библиотеке (см. "Дневник священника").

Дневник священника (публикацию подготовили В. И. Байдин, С. В. Голикова, Л. А. Дашкевич, М. Ю. Нечаева)(загрузить)

Публикация уникального источника – дневника православного протоиерея Екатерининского собора г. Екатеринбурга и члена Екатеринбургского духовного правления (территория современной Свердловской области) Федора Львовича Карпинского. Со страниц документа предстает быт и менталитет, круг чтения и общения провинциального православного духовенства. Дневник охватывает 1798—1807 годы.

Нечаева М. Ю. Далматовское духовное правление в XVIII веке (загрузить)

Статья посвящена изучению сферы полномочий одного из звеньев внутриепархиальной администрации православной церкви – духовных правлений в 20–60-е гг. XVIII в. Административная практика анализируется на основе фонда духовного правления, находившегося в Далматовском Успенском монастыре (территория Курганской области).

Приходы, мирская вера

Приволжский федеральный округ:

Голикова С. В. Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках (загрузить)

В статье описывается религиозная практика православного и старообрядческого населения Урала (территория Пермской, Свердловской, Челябинской областей), а также народные верования, связанные с погребальным и поминальным обрядом.

Голикова С. В. Традиционное врачевание в повседневной жизни уральского города XIX - начала XX в. (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Казанцева М. Г. Певческие рукописи ХVII–ХVIII вв. в собрании Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина (загрузить)

В статье характеризуются рукописи ХVII–ХVIII вв., использовавшиеся при церковном пении в православных храмах Западного Урала (территория Пермской области).

Казанцева М. Г. Религиозно-музыкальное образование на Урале в ХVIII – начале XX вв. (загрузить)

В статье рассказывается об организации православного религиозно-музыкального образования в светских школах Урала (территория Пермской, Свердловской, Курганской областей).

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Уральский федеральный округ

Голикова С. В. Кликушество глазами священника (загрузить)

Публикация уникального источника – материалов расследования, проведенного в 1839г. православным иереем Д. Флоровским относительно массового проявления кликушества жителями с. Нижнего Уткинской слободы на Урале (территория Свердловской ? области). В источнике описаны симптомы кликушества, обстоятельства его появления, методы излечения, практикуемые православным духовенством и светскими врачами. Публикация источника сопровождается исследовательским комментарием.

Голикова С. В. Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках (загрузить)

В статье описывается религиозная практика православного и старообрядческого населения Урала (территория Пермской, Свердловской, Челябинской областей), а также народные верования, связанные с погребальным и поминальным обрядом.

Голикова С. В. Традиционное врачевание в повседневной жизни уральского города XIX - начала XX в. (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Казанцева М. Г. Религиозно-музыкальное образование на Урале в ХVIII – начале XX вв. (загрузить)

В статье рассказывается об организации православного религиозно-музыкального образования в светских школах Урала (территория Пермской, Свердловской, Курганской областей).

Корепанов Н. С., Побережников И. В. Первый проект Екатеринбургского Екатерининского собора, 1743 г. (загрузить)

Публикация уникального источника – древнейшего чертежа и «изъяснения к чертежу» первой каменной церкви г. Екатеринбурга (территория современной Свердловской области), сопровождаемая обширным историческим комментарием.

Манькова И. Л. Церковь и горнозаводское население Урала в XVIII—XIX вв. (загрузить)

В статье описываются условия строительства православных церквей на частных и казенных заводах Урала (территория Свердловской области), а также некоторые черты религиозной практики православного горнозаводского населения в XVIII—XIX вв.

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Центральный федеральный округ

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

белое духовенство

уральский федеральный округ

Голикова С. В. Дневниковые записи как источник по изучению повседневной жизни Екатеринбурга на рубеже XVIII-ХIХ веков(загрузить)

В статье дается анализ дневника екатеринбургского протоиерея Ф. Л. Карпинского, размещенного в нашей электронной библиотеке (см. "Дневник священника").

Дневник священника (публикацию подготовили В. И. Байдин, С. В. Голикова, Л. А. Дашкевич, М. Ю. Нечаева)(загрузить)

Публикация уникального источника – дневника православного протоиерея Екатерининского собора г. Екатеринбурга и члена Екатеринбургского духовного правления (территория современной Свердловской области) Федора Львовича Карпинского. Со страниц документа предстает быт и менталитет, круг чтения и общения провинциального православного духовенства. Дневник охватывает 1798—1807 годы.

 

Монастыри и монашество

Приволжский федеральный округ

Манькова И. Л. Город и монастырь: проблемы взаимодействия на начальных этапах освоения Урала (загрузить)

В статье описываются основные сценарии возникновения православных обителей в городах Урала в конце XVI – начале XVII в. на примере Соликамского Вознесенского (территория Пермской области) и Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) монастырей.

Манькова И.Л. История урало-сибирских монастырей как предмет изучения (загрузить)

В статье дается обзор историографии, отмечаются основные темы исследования, авторские подходы. Анализируемые публикации посвящены истории православных обителей, существовавших в XVII–XX вв. на территории современных Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов.

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Нечаева М. Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVIII–XIX в. (загрузить)

Электронная публикация освещает духовную связь, существовавшую между Саровской пустынью и Екатеринбургским Ново-Тихвинским монастырем на Урале, а также историческую основу заветов Преподобного Серафима Саровского дивеевским монахиням.

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Северо-Западный федеральный округ

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Сибирский федеральный округ

Манькова И. Л. История урало-сибирских монастырей как предмет изучения (загрузить)

В статье дается обзор историографии, отмечаются основные темы исследования, авторские подходы. Анализируемые публикации посвящены истории православных обителей, существовавших в XVII–XX вв. на территории современных Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов.

Уральский федеральный округ

Голикова С. В. «Исцеления» от Симеона Верхотурского: медицинский аспект (загрузить)

В статье анализируются случаи исцеления от мощей уральского православного святого Симеона Верхотурского в XVII – начале XX вв. с точки зрения народной медицины. Мощи св. Симеона находятся в Верхотурском Николаевском мужском монастыре (территория Свердловской области).

Зыков А. П., Манькова И. Л. «Шлем Илигея» – реликвия Далматовского Успенского монастыря (к вопросу о формировании культа праведного Далмата) (загрузить)

В статье рассматривается происхождение одной из реликвий Далматовского Успенского мужского монастыря (на территории современной Курганской области), приписываемой основателю этой обители старцу Далмату (XVII в.).

Карсонов Б. Н., Манькова И. Л. Старец Далмат: человек и святой (загрузить)

В статье рассказывается об основателе православного Далматовского Успенского мужского монастыря на Урале (территория Курганской области) старце Далмате (1594–1697), а также о складывании культа его почитания в XVIII–XX вв. и состоянии связанных с его именем реликвий и святынь.

[Килин А. П., автор-составитель] Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912 - 1997 гг.) Запись в г.Екатеринбурге, май-июнь 1995 г. (загрузить)

Воспоминания православной монахини советского периода, помнящей период закрытия монастырей на Урале, прошедшей войну, принявшей постриг в Красногорском Иоанно-Богословском монастыре в г.Золотоноша на Украине, последние годы проживавшей в г.Свердловске.

Килин А. П. Воспоминания матушки Николаи как исторический источник (некоторые аспекты источниковедческого анализа) (загрузить)

В статье дается характеристика особенностей публикуемого в данной электронной библиотеке источника - воспоминаний Г. А. Засыпкиной.

Курлаев Е. А. Новые данные о планировке и материальной культуре Николаевского монастыря в XVII—XVIII вв. (загрузить)

В статье описываются археологические находки на территории Верхотурского Николаевского монастыря (Свердловской области), рисующие быт и постройки древнейшего этапа существования обители.

Курлаев Е. А. Церковная археология: раскопки в Николаевском монастыре г. Верхотурья в 1989-1990 гг. (загрузить)

Статья содержит подробное описание археологических раскопок на территории Верхотурского Николаевского мужского монастыря (территория современной Свердловской области), показывающих планировку и быт обители в XVII—XIX вв. Публикация сопровождается схемами и рисунками.

Манькова И. Л. Город и монастырь: проблемы взаимодействия на начальных этапах освоения Урала (загрузить)

В статье описываются основные сценарии возникновения православных обителей в городах Урала в конце XVI – начале XVII в. на примере Соликамского Вознесенского (территория Пермской области) и Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) монастырей.

Манькова И.Л. История урало-сибирских монастырей как предмет изучения (загрузить)

В статье дается обзор историографии, отмечаются основные темы исследования, авторские подходы. Анализируемые публикации посвящены истории православных обителей, существовавших в XVII–XX вв. на территории современных Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов.

Манькова И.Л. Монастырская вотчина как хозяйственный комплекс (по материалам монастырей Восточного Урала XVII – начала XVIII вв.) (загрузить)

В статье освещаются организация, культура, масштабы и специализация хозяйства трех православных мужских монастырей Урала – Верхотурского Николаевского, Далматовского Успенского, Невьянского Богоявленского (территория Свердловской и Курганской областей).

Манькова И. Л. На путях к податной реформе 1718–1724 гг.: монастырские крестьяне и государственные налоги (загрузить)

В статье рассматривается система государственного налогообложения населения вотчины Далматовского Успенского монастыря (территория Курганской области) в первые два десятилетия XVIII в.

Манькова И. Л. Настоятели Верхотурского Николаевского монастыря XVII — первой четверти XVIII в. (загрузить)

В статье уточняются и систематизируются биографические данные о настоятелях Верхотурского Николаевского монастыря (территория Свердловской области).

Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в ХХ веке (загрузить)

В статье описываются судьбы монашествующих и послушников Верхотурских Николаевского мужского и Покровского женского монастырей на Урале (территория Свердловской области) в годы расцвета иночества (начало ХХ века), в период репрессий и возрождения церковной жизни. Анализируются основные вехи истории этих православных монастырей, уклад жизни в обителях.

Нечаева М. Ю. Взаимодействие центральных и местных властей в управлении монастырями Урала в XVIII веке (загрузить)

В статье рассматриваются типичные сценарии взаимодействия государственных и церковных административных структур при управлении жизнедеятельностью монастырей в 20–60-е гг. XVIII в. Данная проблематика изучается на материалах Далматовского Успенского монастыря (территория Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Грамотность монашества Екатеринбургской епархии в начале ХХ века (загрузить)

В статье анализируются основные социальные характеристики монашествующих и послушников 10 православных монастырей Екатеринбургской епархии (территория Свердловской области), уровень грамотности насельников этих обителей, влияние грамотности на занимаемый в монастыре статус.

Нечаева М. Ю. Далматовское духовное правление в XVIII веке (загрузить)

Статья посвящена изучению сферы полномочий одного из звеньев внутриепархиальной администрации православной церкви – духовных правлений в 20–60-е гг. XVIII в. Административная практика анализируется на основе фонда духовного правления, находившегося в Далматовском Успенском монастыре (территория Курганской области).

Нечаева М. Ю. Женские обители Верхотурья (загрузить)

Научно-популярная электронная книга рассказывает об основных вехах истории Покровского и Успенского женских монастырей, судьбах и образе жизни насельниц этих обителей.

Нечаева М.Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря (загрузить)

Электронная монография посвящена одному из старейших в Азиатской России мужских монастырей – Верхотурскому Николаевскому, – обители, которой принадлежит исключительное значение в христианской истории Урала. Прошлое и настоящее монастыря, существующего с начала XVII в., показаны через конкретные судьбы его иноков. Книга носит научно-популярный характер и предназначена для читателей, желающих познакомиться с монашеским образом жизни в различные исторические периоды.

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Нечаева М. Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. (загрузить)

Монография посвящена исследованию реального процесса управления, его эффективности в России в 1721–1764 гг. Эти проблемы изучаются на материалах административной практики 4 православных монастырей: Далматовских Успенского и Введенского (территория современной Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория современной Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Начальные школы при монастырях Восточного Урала (загрузить)

Электронная публикация рассказывает об истории организации и устройстве начальных школ при православных обителях Восточного Урала (территория Свердловской и Курганской областей) в XVIII–начале XX в.

Нечаева М.Ю. Первые тагильские монахини Мария Навзорова, Феозва Крузе, Татьяна Деева (загрузить)

В статье описываются судьбы основательниц православного Нижнетагильского Скорбященского женского монастыря Екатеринбургской епархии (территория Свердловской области) с 1883 г. до 30-х годов ХХ в.

Нечаева М. Ю. Просопография уральского монашества: перспективы исследования (загрузить)

В тезисах намечаются основные направления изучения монашества как социо-религиозной общности, указываются возможности просопографического метода и основные типы источников XVIII—XX вв., которые могут быть положены в основу такого исследования.

Нечаева М. Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVIII–XIX в. (загрузить)

Электронная публикация освещает духовную связь, существовавшую между Саровской пустынью и Екатеринбургским Ново-Тихвинским монастырем на Урале, а также историческую основу заветов Преподобного Серафима Саровского дивеевским монахиням.

Нечаева М.Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Нечаева М. Ю. Уральское монашество XVIII века: нормы и практика пострига (загрузить)

Указанная в названии статьи проблематика изучается на материалах Далматовских Успенского мужского и Введенского женского монастырей (территория Курганской области) 20—60-х гг. XVIII в.

Центральный федеральный округ

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

За пределами современной России

Украина

[Килин А. П., автор-составитель] Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912 - 1997 гг.) Запись в г.Екатеринбурге, май-июнь 1995 г. (загрузить)

Воспоминания православной монахини советского периода, помнящей период закрытия монастырей на Урале, прошедшей войну, принявшей постриг в Красногорском Иоанно-Богословском монастыре в г.Золотоноша на Украине, последние годы проживавшей в г.Свердловске.

Килин А. П. Воспоминания матушки Николаи как исторический источник (некоторые аспекты источниковедческого анализа) (загрузить)

В статье дается характеристика особенностей публикуемого в данной электронной библиотеке источника - воспоминаний Г. А. Засыпкиной.

Секты, ереси, церковные организации неофициального православия

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Старообрядчество

Конфессия в целом

Приволжский федеральный округ

Голикова С. В. Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках (загрузить)

В статье описывается религиозная практика православного и старообрядческого населения Урала (территория Пермской, Свердловской, Челябинской областей), а также народные верования, связанные с погребальным и поминальным обрядом.

Уральский федеральный округ

Голикова С. В. Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках (загрузить)

В статье описывается религиозная практика православного и старообрядческого населения Урала (территория Пермской, Свердловской, Челябинской областей), а также народные верования, связанные с погребальным и поминальным обрядом.

Шкерин В. А. Закрытие старообрядческих часовен в Нижне-Тагильском заводском округе в 30–40-е годы XIX века (загрузить)

В статье описываются события, связанные с передачей нескольких старообрядческих часовен единоверцам, а также политика местных светских и православных церковных властей по отношению к старообрядцам в Нижне-Тагильском заводском округе (территория Свердловской области).

Единоверие

Уральский федеральный округ

Шкерин В. А. Закрытие старообрядческих часовен в Нижне-Тагильском заводском округе в 30–40-е годы XIX века (загрузить)

В статье описываются события, связанные с передачей нескольких старообрядческих часовен единоверцам, а также политика местных светских и православных церковных властей по отношению к старообрядцам в Нижне-Тагильском заводском округе (территория Свердловской области).

Поповщина

Часовенное согласие

Приволжский федеральный округ

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Северо-западный федеральный округ

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Уральский федеральный округ

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Беспоповщина

Поморское согласие

Приволжский федеральный округ

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Северо-западный федеральный округ

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Уральский федеральный округ

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Католицизм

Фатеев М. М. Архиепископ Иоанн Цепляк (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге).

Фатеев М. М. Блаженная Болеслава Ламент в Санкт-Петербурге (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге). Особое внимание уделяется благотворительности и организации католического обучения детей.

Фатеев М. М. Блаженная Урсула Ледуховская в Санкт-Петербурге (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге). Особое внимание уделяется благотворительности и организации католического обучения детей.

Фатеев М. М. Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге).

Фатеев М. М. Миссия Мишеля д`Эрбини.(Восстановление католической церковной иерархии в Советской России в 1926 году) (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Авторский | Региональный | Хронологический
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz