Нечаева М. Ю.

Далматовское духовное правление в XVIII веке

// Исторические чтения. Вып. 2. Материалы научных конференций «Неизвестный Челябинск» (1994), «Церковь и религия на Урале» (1995). Челябинск, 1996. – С. 59–63.


В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.

© Нечаева М. Ю., 1996.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Нечаева М. Ю. Далматовское духовное правление в XVIII веке // Исторические чтения. Вып. 2. Челябинск, 1996. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\C.59\

Далеко не все звенья церковной организации в равной степени привлекали внимание историков, духовные правления – одно из наименее изученных. И если их история в XIX – начале XX века вполне может быть изучена по многочисленным фондам этих учреждений, \C.60\ сохранившимся в архивах, то XVIII век представляет дополнительные трудности: самостоятельные фонды духовных правлений за этот период практически не сохранились [1], поэтому особую ценность представляют монастырские фонды — очень многие обители были одновременно и духовными правлениями. Для Южного Урала особо полезен в данном плане фонд Далматовского монастыря (ф. 224 Шадринского филиала ГАКО).

Для ХVIII века между понятиями «духовное правление» и «заказное правление» разницы не было, они означали церковно-административное подразделение епархии, объединявшее обычно несколько десятков церквей.

Размеры Далматовского заказа были достаточно внушительны: в 1735 году в нем насчитывалось 40 приходов, в которых проживало 28503 человека обоего пола. Территория заказа менялась неоднократно как за счет строительства новых церквей и открытия приходов, так и за счет перераспределения приходов между уральскими заказами, диктовавшегося текущими заботами церковно-административного управления [2].

При различных должностных нарушениях одного из соседних заказчиков Далматовскому духовному правлению поручалось временное управление этим заказом и проведение должностного расследования по допущенным в нем злоупотреблениям. Так, в 1733 году за превышение сферы своих полномочий — перевод священника из неподведомственной ему церкви — был отстранен от дел заказчик екатеринбургских заводов Иван Федосеев, а его полномочия переданы Далматовскому духовному правлению. Прежнее положение было восстановлено 4 месяца спустя по просьбе заводских властей.

Существовала определенная соподчиненность заказов и в повседневной административной практике. Менее крупные заказы как бы группировались вокруг более обширного. Так, в 1735 году Арамильский заказ получал прочетные указы через Далматов, в 1736 году — Екатеринбургский заказ и заказчик демидовских заводов.

Между заказным правлением и причтом конкретных церквей стояло еще одно административное звено — десятоначальники. Как следует уже из названия этой должности, она предназначалась для контроля за 10 церквами (хотя на практике это могли быть и 8—9 церквей). Назначались они заказным правлением, при этом давались указные памяти. Назначение было бессрочным, но по своему желанию десятоначальник мог быть освобожден от должности. Десятоначальника меняли раз в несколько лет, им мог быть любой священник (вероятно, наиболее крупных селений); фиксированных центров десятоначалия не было. Основная функция этой должности — «для смотрения \C.61\ суеверия» в подведомственных церквах, то есть прежде всего контроль за наличием раскольников. Они же аккумулировали у себя различные церковные сборы перед отсылкой в заказное правление, объявляли указы, полученные оттуда, подавали доношения о поведении некоторых священнослужителей. С 1750 года в заказе появился специальный духовник для духовенства. Консисторским указом его предписывалось избирать из числа людей, отличающихся своей «доброрассудностью», выборы состоялись только через три месяца -— духовенство несколько замедленно реагировало на создание новых должностей [3]. Через духовное правление духовенство приходских церквей получало различные указы, обязательные для исполнения или так называемые «прочетные»,— те, которые обязаны были зачитать народу в церкви.

Активно был задействован Далматовский монастырь в подготовке и назначении в причт белого духовенства заказа. При обители существовала духовная школа (возникла еще до 1719 года), куда священнослужители отдавали своих детей охотнее, чем в семинарию в Тобольске. В правлении периодически составляли ведомости о всех детях духовенства заказа, где указывался их возраст и познания. Эти документы отправлялись в консисторию и являлись основой контроля за обучением детей духовенства, которое было обязательным. Духовное правление вместе с родителями этих детей несло ответственность за высылку их в срок в семинарию и на специальные смотры в Тобольске, где периодически проверялись их познания вне зависимости от того, где обучались дети. Этим процесс подготовки не заканчивался, при поставлении в причт священнослужитель должен был пройти определенную «практику» (примерно недельную) в монастырской церкви, если не имел опыта священнослужения. При поставлении в причт заказное правление обязано было собрать все необходимые документы о ставленнике из прихода, а также дополнить их сведениями о возрасте, семейном состоянии претендента, отпускными документами (если он состоял в подушном окладе), справками о размерах прихода, свидетельством о качествах претендента [4]. В консисторию посылали те сведения, которые получали из приходов, не требуя недостающего, иногда и сами составляли не все документы. Правда, если консистория впоследствии и требовала доставить недостающие документы из прихода (тогда этим занималось духовное правление), то обычно не настаивала на восполнении документов, составляемых в самом правлении, не считая их безусловно необходимыми. Само заказное правление никакого предварительного «отсева» претендентов не проводило. Правление могло \C.62\ ходатайствовать перед консисторией об изменении места назначения ставленника, в случае конфликтов в причте по поводу назначения нового священнослужителя разбирало эти прецеденты, временно «до указу» назначало в службу пономарей и дьячков.

В заказное правление подавались доносы о бытовых и должностных проступках духовенства. Мелкие дела разбирались в самом правлении, а некоторые — например, дела о драках между духовенством — пересылались в консисторию после проведения допросов. Поскольку при Далматовском монастыре была тюрьма, туда присылали правонарушителей из духовенства в заключение. На заказное правление ложилось и взыскание с духовенства доимок различных окладных сборов.

Обязанностью заказных правлений был сбор документов, требуемых для разрешения строительства новой церкви. Относилось правление к этой обязанности так же, как к постановлению священнослужителей: пересылало документы из прихода в консисторию, не проверяя их состав и только после дополнительного приказания епархиальных властей доставляя недостающее. После окончания строительства заказчик по указу консистории освящал церковь. Даже текущий ремонт церквей без согласия с консисторией разрешен был заказчикам только в 1750 году [5]. В 20-е годы заказчики объезжали церкви, контролируя чистоту и исправность содержания культовых предметов, позднее этот контроль ослаб. Разбирались в духовном правлении случаи мелких злоупотреблений относительно церковного имущества, уклонения прихожан от обязательств по строительству и содержанию храмов.

В правлении аккумулировались различные церковные сборы и документы, фиксирующие исполнение культовых актов, которые обычно и служили основой этих сборов. Духовное правление пересылало деньги и ведомости в соответствующие инстанции, не проводя самостоятельно проверки документов (хотя если потом обнаруживались неточности в них, заказное правление обязано было допрашивать священнослужителей, допустивших небрежение или преднамеренно исказивших данные), то есть и в этом духовное правление занимало пассивно-исполнительскую позицию. Подавали из церквей 1—2 раза в год и специальные рапорты «о состоянии», в которых указывалось наличие раскольников и неисповедывающихся в приходе. С конца 40-х годов их стали собирать через десятоначальников. В самом заказном правлении они не перепроверялись.

Раскольники выявлялись и «увещевались» обычно в самих приходских церквах, без участия заказного правления, зато обращение в православие (по заявлениям самих раскольников, изъявивших желание \C.63\ к этому), как правило, проводилось уже в правлении.

В целом, духовные правления были пассивно-исполнительскими органами, осуществлявшими связь между епархиальными властями и конкретными приходскими церквами, с полномочиями самостоятельно решать только наиболее мелкие вопросы. Такой круг их функций в значительной степени определялся церковной традицией, сосредоточивавшей власть в руках епархиального архиерея, а само существование духовных правлений было обусловлено территориальной протяженностью епархий, вынуждавшей создавать промежуточные инстанции с минимальными функциями, обеспечивающими определенную оперативность церковного управления и несколько разгружающими епархиальные власти от рассмотрения наиболее незначительных дел.


1. См. История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. М. 1993.

2. Шадринский филиал Государственного архива Курганской области (далее: ШФ ГАКО). Ф. 224. Оп. 1. Д. 167. Лл. 1, 7-9, 20-21 об., 61; Д. 181. Лл. 5, 7; Д. 191. Л. 3 об.; Д. 3105. Л. 16 об.; Д. 3226. Л. 3.

3. Там же. Д. 75. Лл. 1-3.; Д. 3105. Лл. 11, 17 об.; Д. 393 Лл. 15 об., 22; Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск. 1990. С. 173.

4. Зольникова Н. Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск. 1981. С. 66-99.

5. ШФ ГАКО. Ф. 224. Оп. 1. Д. 3105. Л. 2; Зольникова Н. Д. Источники по истории сибирской приходской общины XVIII в.//Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск. 1986. С. 90.

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz