Нечаева М. Ю.

Начальные школы при монастырях Восточного Урала.

Екатеринбург, 2000.


Публикация существует только в электронном виде.

© Нечаева М. Ю., 2000.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Нечаева М. Ю. Начальные школы при монастырях Восточного Урала. Екатеринбург, 2000. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\С.1\

Первые упоминания о деятельности обителей Восточного Урала по обучению элементарной грамотности относятся к первой четверти XVIII в.

Традиционно считается, что родоначальником просвещения в Зауралье является Верхотурский Николаевский мужской монастырь [1]. Основанием для этого утверждения является широко процитированная в историографии память митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского архимандриту Сильвестру, датируемая 1716 г. и повелевающая набирать в Верхотурском уезде детей окрещенных вогулов, способных к обучению, и «учити их прилежно», а по возможности отсылать таких малолеток и в отдаленный Тобольск, где уже существовала при архиерейском доме школа, в которой обучались дети новокрещенных. Эта память была дана во исполнение указа императора Петра I (предписания об учреждении школ при монастырях издавались Петром I неоднократно, как до, так и после 1716 г.) и приказа сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина [2].

Ни одного документального свидетельства о практическом исполнении данного предписания в Николаевском монастыре не сохранилось, поэтому версия об открытии школы для новокрещенных в Верхотурье в 1716 г. остается пока недоказуемой, хотя и вероятной [3]. Плохая сохранность монастырского архива, сгоревшего в 1762 г., не позволяет пролить свет на эту проблему. Впервые «школа» и «студенты» упоминаются в монастырском делопроизводстве в 1762–1763 гг., и эти сведения относятся к обучению не новокрещенных, а детей священнослужителей.

Более надежные свидетельства о существовании «училища» в первой четверти XVIII в. имеются относительно Далматовского Успенского мужского монастыря. В 1719 г. по стране приводили к присяге верности наследнику российского престола, и в обещательном листе об этом от 31 мая среди обитателей далматовской вотчины указываются и «обретающиися во училищи». Впрочем, сами «обретающиися» (упоминаются 9 человек) подписаться не сумели, за них это сделал «мастер их Фалелей Леонтиев», что считается доказательством факта образования училища при монастыре незадолго до приведения к присяге [4]. К присяге в то время приводили с 8-летнего возраста.

\С.2\

В. Н. Татищев, посетивший Далматовский монастырь дважды, в 1721 и 1736 гг., в своем сочинении «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» указал, что при обители имеется «училище для младенцев», в котором обучают всех желающих на монастырский счет. При этом Татищев отметил, что содержание училища является требованием устава, восходящего к основателю монастыря Далмату [5].

Еще одно упоминание о существовании при монастыре школы для детей монастырских служителей относится к 1734 г. Она размещалась в особой келье, а преподаванием чтения, письма, четырех действий арифметики занимался Петр Кирвянов [6].

Сопоставляя эти разрозненные свидетельства, можно утверждать, что училище было создано для детей крестьян монастырской вотчины, и хотя дата его основания не установлена, но к 1719 г. оно уже существовало, а возможно и много раньше. Создание училища носило чисто прагматический характер: для управления большой вотчиной (Далматовский монастырь был самым крупным церковным землевладельцем на Восточном Урале) требовалось определенное количество грамотных людей, которые могли исполнять должности писцов и т.п. Надо полагать, что для подобных целей обучали монастырских крестьян и в других обителях региона.

Приписной к Далматовскому Успенскому женский Верхтеченский Введенский монастырь, на который распространялись уставные нормы, составленные старцем Далматом, также был обязан обучать девочек-сирот. Судить о реальном исполнении этой нормы до 60-х годов XVIII в. довольно сложно. В 1722 г. была проведена перепись всех 75 монахинь и послушниц этой обители, среди которых оказалось лишь 5 человек «книжному писанию ученых» и еще одна малолетняя послушница находилась «в книжном учении», т.е. всего 8% обитательниц монастыря можно считать грамотными. В XVIII в. в женские монастыри обычно поступали в юном возрасте (так, в Верхтеченском Введенском из живущих в 1722 г. 30% пришли в обитель в возрасте до 20 лет). Большинство сестер были крестьянского происхождения. И если столь незначительный процент обитательниц самой обители обладал основами грамотности, то вряд ли при монастыре существовало училище для девочек-сирот. Вероятно, обучение проводилось в редких случаях в частном порядке. К 1755 г. положение изменилось: среди сестер обители 18% были «учены грамоте», причем 10% (5 человек) были уроженцами самой монастырской вотчины. Это может служить косвенным свидетельством распространения начального образования среди девочек в монастырской вотчине [7].

\С.3\

Настоятели Далматовского Успенского монастыря являлись в XVIII в. и заказчиками (т.е. исполняли административные обязанности в рамках церковного округа – заказа, включавшего несколько десятков церквей). Как на одно из церковных учреждений, на монастырь указом Тобольской архиерейской консистории от 30 августа 1748 г. была возложена обязанность завести славяно-российскую школу для начального обучения детей духовенства, и одновременно в монастырь из Тобольска отправлено «при указах и пашпортах» 15 отпрысков духовенства Далматовского заказа. Вскоре к ним присоединились еще 16 бывших учеников Тобольской архиерейской школы. Причинами такого административного решения были как недостаток средств на содержание архиерейской школы в Тобольске, так и нежелание священников отправлять детей для обучения в далекую Сибирь. 10 октября того же года начались занятия. Учителями славяно-российской школы были определены распоп Кирило Павлов «с товарищи». Об успехах учеников преподаватели обязаны были два раза в год рапортовать в Далматовское духовное правление, а оттуда ведомости об учащихся отправлялись в Тобольскую духовную консисторию.

В 1761 г. курс обучения в Далматовской школе был расширен за счет введения преподавания латыни. Школа таким образом стала называться «латинской» или семинарией. Чтобы справиться с увеличившимся потоком учеников, некоторые дети из младших классов обучались славяно-российской грамоте и чтению в женском Верхтеченском монастыре, а для постижения латыни переводились в Далматовский Успенский монастырь [8].

С 1762–1763 гг. упоминается латинская школа при Верхотурском Николаевском монастыре, созданная, очевидно, одновременно с Далматовской семинарией.

Детей монастырских крестьян и служителей обучали отдельно от семинаристов, без преподавания латыни. После секуляризации церковных владений в 1764 г. надобность в обучении крестьянских детей для административно-хозяйственных целей отпала сама собой.

Латинские школы при Верхотурском и Далматовском монастырях просуществовали недолго: по одним сведениям, до 1768 г., по другим – до 1779 г., после чего преподавание латыни в них было отменено и школы стали называться «русскими». Обучались в них дети священнослужителей и самих монашествующих.

Как «латинские», так и «русские» школы при монастырях по кругу преподаваемых в них предметов уже явно выходили за рамки начальных учебных заведений, приобретая характер сословных специальных средних заведений для духовенства [9]. Выпускники этих школ могли либо продолжить свое обучение в Тобольской семинарии или певческой школе, либо поступить на службу при церквях в качестве причетников, либо стать канцелярскими служителями. В таком качестве школа при Верхотурском монастыре, под различными названиями, просуществовала до 1881 г., когда была закрыта из-за отсутствия учеников, а в 1888 г. преобразована уже в одноклассную церковно-приходскую школу для детей крестьян и горожан. В Далматовском монастыре русская школа просуществовала до 1800 г., после чего возобновилась в качестве духовного училища в 1816 г., но уже на особых училищных правах, пользуясь от самой обители единственно помещениями. Начальная школа для детей крестьян и горожан была создана при обители только в конце XIX в.

\С.4\

Подводя итоги, можно отметить, что начальные школы при обителях Восточного Урала создавались отнюдь не с благотворительными, а с сугубо прагматическими целями: для кадрового обеспечения административного аппарата монастырских вотчин и для профессиональной подготовки будущих священнослужителей. Школы для вотчинного населения прекратили свое существование после секуляризации 1764 г., а начальные школы для детей духовенства в 60-е гг. XVIII в. переросли в сословные средние учебные заведения.

Следующий этап развития начального образования при монастырях Урала связан с новой эпохой в существовании самого монашества, начавшейся после секуляризации церковных вотчин [10]. В новых условиях заведение начальных училищ стало и проявлением искреннего стремления монашествующих к благотворительности по отношению к детям-сиротам, и дополнительным доводом при рассмотрении вопроса об официальном утверждении монастырей.

Сестры Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря, первое упоминание о фактическом существовании которого относится к 1796 г., с первых лет создания обители призревали малолетних девочек-сирот и обучали их в форме домашнего образования. Этот факт они специально отмечали, подавая прошения об официальном признании их общины (в 1808 г.) и об утверждении монастыря в качестве штатного первоклассного (1821 г.). При Одновременно сестры изъявляли желание и впредь заниматься столь богоугодным делом [11]. Призрение сирот при монастыре стало неписаной нормой для обители. В начале ХХ века, например, настоятельница обители Магдалина (Досманова), объясняла епархиальным ревизорам, выявлявшим причины образования значительных монастырских долгов, что «...при предшественницах ея не был ограничен прием детей в монастырь и что еще первою Игумению монастыря Таисиею, как она слышала от Игумении Магдалины 1й, пред смертию было выражено желание, чтобы дети в монастырь принимались безпрепятственно, почему и она, Настоятельница, не отказывала детям в приеме в монастырь»[12].

4 сентября 1838 г. при обители открылось училище для девочек. Преподавание велось безвозмездно одним из монастырских священников, а навыкам рукоделия детей обучала монахиня, являвшаяся и надзирательницей училища. Училище и ученицы-сироты полностью содержались за счет обители. В 1848 г., после посещения обители архиепископом Пермским Аркадием, для училища был разработан в Перми специальный устав, количество преподавателей увеличено до 3 (два священника и одна монахиня), которые должны были по-прежнему преподавать «без всякаго договора и без всякаго возмездия», уточнен круг преподаваемых предметов. Курс обучения включал «чтение церковной и гражданской печати», основные молитвы, Закон Божий, хозяйство и рукоделия. Желающие могли обучаться письму. Постижение начал арифметики предписывалось «смотря по удобности». Показательно, что устав предусматривал и некоторые методические аспекты преподавания: так, рекомендовалось разъяснять детям все слова при обучении чтению, церковные праздники и обряды, преподаватели должны были составлять план уроков или после урока записывать порядок его проведения, отчитываться по урокам еженедельно перед настоятельницей, три раза в год перед посетителями и раз в год на открытом испытании. Как исполнялись эти нормы устава на практике – судить сложно. Прием в училище был открыт для всех сословий и даже для детей раскольников и единоверцев, но на практике училище посещали только православные дети, в основном, «девицы духовного звания» – сироты или из бедных семей. На каждую сироту духовного происхождения монастырь получал пособие от попечительства о бедных духовного звания в размере от 20 до 40 рублей, которое частично компенсировало затраты на содержание и обучение [13].

\С.5\

С 1865/66 уч. года училище было преобразовано в 4-классное, имеющее характер среднего учебного заведения. Одновременно при обители с разрешения епархиального начальства был открыт детский приют для первоначального обучения и воспитания девочек-сирот духовного сословия 6–10 лет, по окончании которого дети могли поступать в 1-й класс училища. Девочки обучались в приюте «чтению по церковной и гражданской печати, чистописанию, изучению Символа веры, Молитвы Господней, Десятословию, некоторым утренним и вечерним молитвам, рукоделиям соответственно возрасту»[14]. Часть приюток содержались за счет монастыря, часть – за счет родителей, но большинство – за счет попечительства о бедных духовного звания. В 1870 г. в приюте было 23 девочки, в 1872 г. – 16, в 1873 г. – 30, в 1882 г. – 22 [15].

Открытие приюта было инициативой настоятельницы монастыря Магдалины (Неустроевой), которая сама поступила в обитель 4-х летним ребенком, здесь обучилась грамоте, а с 1848 по 1858 г. была помощницей попечительницы училища. Сохранилось воспоминание одного из современников об отношении настоятельницы Магдалины к приютским сиротам: «Так случилось, что одно из именитых лиц, посетивших Игумению, встретило в келлиях ее одну из этих сирот и спросило ее: «что, матушка Игумения родня тебе?» «Нет, не родня, а только мама», ответила сиротка»[16]. За свое усердие в благоустройстве училища Магдалина (Неустроева) пять раз получала благословения и другие отличия от епархиального начальства и Синода.

15 ноября 1900 г. при монастыре была открыта 1-классная церковно-приходская школа с общежитием при нем. На их устройство было израсходовано 6400 руб., из которых 4000 руб. пожертвованы екатеринбургским купцом М. И. Ивановым, а 2400 руб. выделены из средств монастыря. В 1903 г. в этой начальной школе уже учились 50 девочек, из них 37 жили в монастыре, а 13 были приходящими. Живущие в обители питались от монастыря, а 27 из них получали еще одежду и обувь. Учительницам полагались от монастыря стол, квартира и жалованье (60 руб. в год). В 1903 г. монастырь израсходовал на содержание школы и общежития 6429 руб. В этой же школе учились 8 приюток, достигшие 8-летнего возраста, родом не из духовного сословия, а из крестьян, которые находились на полном монастырском иждивении [17]. В 1912 г. в монастырском приюте жили 12 девочек, в 1913 г. – 16, и среди них не было ни одной сироты, происходящей из духовного сословия, все дети – из семей крестьян и мещан. В приют они попали в возрасте от 2 до 8 лет, а достигнув 7–8 летнего возраста, начинали учиться в монастырской церковно-приходской школе. Таким образом, в начале XX в. монастырский приют перестал быть сословным учреждением, и в нем остались только самые маленькие дети, дошкольники по современным понятиям, которые, по мере взросления, переходили в общежитие при церковно-приходской школе [18].

\С.6\

В приюте детей обучали и воспитывали сестры обители. В 1870 г., например, с этими задачами справлялись надзирательница монахиня Нимфодора (Софонова), ее помощница рясофорная послушница Наталья Ивановна Пахнина, обе – грамотные. В 1912 г. в приюте (и, вероятно, в общежитии при школе) были заняты 12 человек: монахиня Анатолия (Хомутова), родом из мещан, поступившая в монастырь в 10-летнем возрасте и здесь обучившаяся чтению и письму, была старшей в приюте, остальные сестры были послушницами, почти все родом из крестьян [19].

Дети в обители жили не только в приюте и общежитии, но и в сестринских корпусах, и считались в последнем случае малолетними послушницами. В 1903 г., например, в монастыре проживало 100 детей в возрасте до 14 лет, из них только половина, очевидно те, кто был неграмотен, находились в общежитии. Большая часть таких малолеток и по достижении совершеннолетия не покидали обители, становясь послушницами [20].

Начальное образование в стенах обители получали не только дети, но и взрослые. Значительная часть девушек, приходящих в обитель с желанием принять монашеский постриг в возрасте до 30 лет, получала здесь навыки чтения и письма. В результате Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь имел самый образованный состав сестер из всех обителей Екатеринбургской епархии. Из живших в монастыре в 1870 г. насельниц (не считая приюток) 89% (64 из 72 человек) получили начальное образование в монастыре (к этому году или несколько лет спустя). Аналогичный показатель в 1912 г. – 62% (608 человек из 985)[21].

Начальные школы были заведены и при большинстве других монастырей, возникших в Екатеринбургской епархии в XIX в. По сведениям на 1913 г., учебные заведения существовали при 11 монастырях и общинах из 15, существовавших в то время. Исключение составляли только самые отдаленные обители, расположенные вдали от населенных пунктов (например, Кыртомский Крестовоздвиженский мужской монастырь, Бобровская Алексеевская женская община), обители, существующие всего несколько лет (например, Усть-Карабольская Покровская община), и бедные молодые обители, основанные в населенных пунктах, где уже имелось достаточно учебных заведений (например, Верхотурский женский Успенский монастырь). При мужских Далматовском Успенском и Верхотурском Николаевском монастырях существовали двухклассные церковно-приходские школы, имеющие характер средних учебных заведений.

\С.7\

Двухклассная школа при Верхотурском монастыре была образована в 1905/6 учебном году из существовавшей там с 1888 г. одноклассной церковно-приходской школы. При школе с 1906 г. имелось общежитие для детей. Все заботы о школе и общежитии, в том числе само обучение лежали на монашествующих обители. В 1914 г. общежитие при школе было преобразовано в приют, весьма пополнившийся в годы Первой Мировой войны за счет детей солдат и беженцев. Приют просуществовал как минимум до 1919 г. (на 1 января этого года в нем находилось 42 мальчика в возрасте от 8 до 15 лет)[22].

При Далматовском Успенском монастыре после перевода в 1886 г. в г.Камышлов существовавшего здесь на особых училищных правах с 1816 г. духовного училища (с 1818 г. – уездного духовного училища, с 1881 г. имевшего 4-классный курс обучения), открылась 2-классная церковно-приходская школа для всех желающих, а при ней – образцовая одноклассная церковно-приходская школа, где учащиеся 2-классной проходили практические занятия, готовясь стать по окончании курса обучения учителями начальных школ. В церковно-приходских школах при обители обучались и малолетние послушники самого монастыря. Так, в 1907 г. в начальной одноклассной школе обучались 9 таких послушников, а в 1908 г. – 15 в возрасте от 6 до 15 лет [23]. Учащиеся в школах послушники полностью содержались за монастырский счет.

При вновь созданном на месте Верхтеченского Введенского монастыря Верхтеченском Покровском с 1870 г. фиксируется начальное училище для девочек, полностью содержавшееся на счет обители. Обучались в нем девочки из семей «окрестных поселян», училище было всесословным, а преподаванием занимались сестры обители и монастырский священник. В 1870 г. в училище было 12–14 девочек, в 1871 г. – 18, в 1881 г. – 23. Детей учили чтению, пению, письму и разным рукоделиям [24].

Такое же училище было создано и при Покровской женской общине, существовавшей в поселке Каменского завода с 1822 г. Сведения о школе фиксируются с 1870 г. Школа была всесословной, размещалась в монастырском здании и находилось на иждивении обители. Обучением грамоте и рукоделиям занимались сестры монастыря (в 1881 г. – 2) и монастырский священник. В школе в 1870 г. было 25–21 ученица (численность варьировалась в течение года), в 1871 г. – 21–22, в 1873 г. – 23–22, в 1874 г. – 23–20, в 1875 г. – 20–22, в 1877 г. – 22, в 1878 г. – 22–24, в 1881 г. – 20 [25].

Аналогичная школа была при Покровской женской общине, существовавшей в селе Колчеданском с 1865 г. Сведения о школе фиксируются с 1870 г. В 1870 г. в школе учились 17 человек, из них 4 – малолетние послушницы самой общины, в 1871 г. – 25 девочек (из них 3 – послушницы), в 1875 г. – 7 (из них 3 – послушницы), в 1881 г. – 52 (из них 6 – послушницы)[26]. Из 148 человек, живших в Колчеданском Покровском женском монастыре в 1908 г., 115 (78%) получили начальное образование при этой обители (в школе или в виде «домашнего образования» под руководством грамотных сестер)[27].

\С.8\

При Нижнетагильской Скорбященской богадельне, появившейся в 1883 г., с начала 1897/8 учебного года была открыта школа грамоты для девочек. В первый год существования в ней было 14 учениц. В 1900/1901 учебном году обучалось 20 девочек из близлежащих обывательских домов. В 1901 г. для школы было построено особое здание, способное вместить до 40 человек. Показательно, что корпус монастырской школы был единственным каменным жилым строением в обители. В 1902 г., как только богадельня получила официальный статус монашеской общины, школа грамоты была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу со специальными уроками по домоводству, огородничеству и рукоделию. К моменту получения общиной статуса монастыря в 1904 г. в школе учились 40 девочек. Учительницей в школе была одна из сестер обители. Так, в 1907–1912 гг. на этом послушании зафиксирована рясофорная послушница Александра Рыбакова, родом из мастеровых Нижне-Тагильского завода, окончившая 3-классное городское Александровское училище в г.Троицком. В 1912 г. (возможно и раньше) у нее была помощница – послушница Августа Игнатьева, выпускница монастырской школы, родом из мещан г.Екатеринбурга, с 1913 г. исполнявшая обязанности второй учительницы этой школы. Часть учениц школы жили в самой общине как малолетние послушницы и содержались полностью за ее счет. В 1907 г., например, это были 4 девочки, в 1908 г. – 6, в 1912 г. – 9 [28].

Начальная школа и приют имелись и при Красносельском Введенском женском монастыре. Сведений о них сохранилось немного. Приют при обители существовал как минимум с 1894 г. (сам монастырь был основан в 1874 г.). В школе учились и малолетние послушницы, например, в 1907 г. из 141 насельницы 27 человек (19%) были обучены в школе при этой обители.

Вероятно, незадолго до 1912 г. появилась школа при Верхотурском Покровском женском монастыре. В ней учились и малолетние послушницы обители, например, в 1912 г. 17 из 188 насельниц обители (9%), а в 1913 г. – 7% (13 из 194 человек).

К 1913 г. существовала школа при Каслинском Казанско-Богородицком женском монастыре и приют при Грязновской Покровской женской общине, но сведениями о них мы не располагаем.

В тех обителях, где не было открыто школ, неграмотные малолетние послушницы обучались навыкам чтения и письма у грамотных сестер (в единственном мужском монастыре, при котором не было школы – Кыртомском Крестовоздвиженском, – такое обучение не велось). Например, в Верхотурском Успенском монастыре, основанном только в 1901 г., из 143 насельниц, живших в нем в 1912 г., 20 получили образование при монастыре (14%), а в 1918 г. 5 из 41 насельниц обучались при монастыре (12%). В Бобровской Алексеевской общине в 1913 г. домашнее образование в самой обители получали 3 девочек 8–9 лет из 108 насельниц (3%) [29].

\С.9\

Подводя итоги, можно отметить существенное отличие в отношении монастырей Восточного Урала к делу начального образования в XIX–начале ХХ в. по сравнению с более ранним периодом. Если в XVIII в. немногочисленные школы заводились при обителях исключительно с прагматическими целями (для подготовки административных кадров для монастырских вотчин или в интересах духовного сословия – для подготовки священнослужителей), то в послесекуляризационный период постановка начального образования приобретает все более отчетливый характер благотворительности, направленной на беднейшие слои всех сословий российского общества. Показательно, например, что по мере развития системы призрения сирот в рамках духовного сословия, Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь перешел от содержания школы для сирот из семей духовенства к устройству церковно-приходской школы и приюта для детей всех сословий, в которых большинство составляли уже крестьянские дети. Следует отметить и то обстоятельство, что в XVIII в. школы образовывались в основном при мужских монастырях, а в последующий период инициаторами начального образования в большей мере выступали женские обители. На этом поприще обители проявляли разное рвение. Отдаленный Колчеданский Покровский женский монастырь, например, благодаря неустанному вниманию к делу начального образования, стал самым «грамотным» во всей епархии про составу своих насельниц. Много сил и средств отдавал начальной подготовке своих обитательниц и Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь. Но и другие обители Восточного Урала внесли заметный вклад в развитие начального образования в регионе.


1. См., например, статью с выразительным названием: Верхотурский Николаевский монастырь, как родоначальник просвещения в Зауральском крае // Екатеринбургские епархиальные ведомости (далее: ЕЕВ). 1913 г. № 32. Отдел неофициальный. С.753–757.

2. Там же. C.756; Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края. К 400-летию Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С.107; Павловский В. Вогулы. Казань, 1900. С.89; Акишин М. О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск, 1996. С.117.

3. О типичной для России XVIII в. картине исполняемости правительственных предписаний см.: Нечаева М. Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998 (имеется в данной электронной библиотеке).

4. См.: Взгляд на училище при Далматовском монастыре, с 1719 по 1818 г. по актам архивным // Пермские епархиальные ведомости (далее: ПЕВ). 1868 г. № 1. Отдел неофициальный. С.1–2; Первоначальная история бывшего Долматовского духовного училища // ЕЕВ. 1888 г. № 37. Отдел неофициальный. C.856.

5. Татищев В. Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской // Татищев В. Н. Избранные сочинения. Л., 1979. С.252–253.

6. Взгляд на училище при Далматовском монастыре… С.4; Первоначальная история бывшего Долматовского духовного училища… С.857–858.

7. Расчеты выполнены по материалам: Шадринский филиал Государственного архива Курганской области. Ф.224. Оп.1. Д.176. Л.5 об.–6; Д.520. Л.6 об.–11.

8. Взгляд на училище при Далматовском монастыре… С.7–8.

9. См.: Там же. № 2. Отдел неофициальный. С.22–24; Верхотурский Николаевский монастырь, как родоначальник просвещения в Зауральском крае… C.757–759.

10. Об особенностях этого этапа развития монашества см.: Нечаева М. Ю. Уральские монастыри \\ Очерки истории Урала. Вып. 3. Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1997, С.79–111 (имеется в данной электронной библиотеке).

11. См.: Иконников В. Историческое описание Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря. СПб., 1875. С.6, 91; Материалы для истории Екатеринбургского женского монастыря // ЕЕВ. 1907 г. № 11. Отдел неофициальный. С.247; 1905 г. № 14. Отдел неофициальный. С.473. 1910 г. № 5. Отдел неофициальный. С.126; Керский С. Новотихвинский монастырь в городе Екатеринбурге. СПб., 1892. С.8.

12. Государственный архив Свердловской области (далее: ГАСО). Ф.6. Оп.4. Д.165. Л.21 об.–22.

13. Иконников В. Указ. соч. С.91-95; Керский С. Указ. соч. С.9.

14. ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.493. Л.101-102.

15. Иконников В. Указ. соч. С.101–103; ГАСО. Ф.6. Оп.4. Д.165. Л.21 об.–22, 29–29 об.; Ф.603. Оп.1. Д.454. Л.44 об., 202 об.; Д.454. Л.124 об.-125; Д.493. Л.91 об.-92, 101-102.

16. Младов Г. Настоятельница Екатеринбургского Новотихвинского девичьего первоклассного монастыря игумения Магдалина. (Биографический очерк ее, кончина и погребение) // ЕЕВ. 1893 г. № 5-6. Отдел неофициальный. С.114.

17. ГАСО. Ф.6. Оп.4. Д.165. Л.28 об.-29.

18. ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.719. Л.258 об.–259, 265; Д.731. Л.253 об., 255–256 об.

19. Иконников В. Указ. соч. С.101; ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.719. Л. 146 об.–147, 159 об.–160; 166 об.–167, 191 об.–192, 207 об.–208, 209 об.–210. 214 об.–215; 221–223, 233 об.–234, 261, 264 об.; Д.731. Л. 144 об.–145, 159 об.–160; 165 об.–166, 189 об.–190, 204 об.–205, 207 об.–208, 211 об.–212, 217 об.–218, 222 об.–223, 233 об.–234, 260, 261.

20. ГАСО. Ф.6. Оп.4. Д.165. Л.21 об.–22.

21. Расчеты выполнены по материалам: ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.443, 719, 731.

22. ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.737. Л.16, 32 об., 33, 34 об.; Д.733. Л. 8–8 об.

23. Расчеты сделаны по материалам: ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.681, 688.

24. ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.454. Л.44 об., 124 об.-125, 334 об., 340 об., 377; Д.493. Л.92.

25. ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.454. Л.44 об., 391 об., 124 об.-125, 360 об., 430 об., 133 а об., 114, 153–154, 3, 257–258, 126, 251 об., 261, 378, 405 об., 23, 21 об.; Д.493. Л.92.

26. ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.454. Л.302 об., 336, 133 а об., 126; Д.493. Л.92.

27. Расчеты выполнены по материалам: ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.688.

28. Павловский С. Нижне-Тагильский Скорбященский женский монастырь Екатеринбургской епархии // ЕЕВ. 1905 г. Отдел неофициальный. № 10. С.318, 320, № 11. С.347, 352, 354; ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.681, 688, 719, 731.

29. Расчеты выполнены по материалам: ГАСО. Ф.603. Оп.1. Д.681, 688, 719, 731, 734.

 

По теме данной публикации в фотоальбоме имеются фотографии:

Двухклассная церковно-приходская школа при Верхотурском Николаевском мужском монастыре. Фотография начала ХХ в.

Учащиеся школы при Верхотурском Николаевском мужском монастыре со своими воспитателями. Фотография начала ХХ в.

Общежитие для сирот при Верхотурском Николаевском мужском монастыре. Фотография начала ХХ в.

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz