Казанцева М. Г.
История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев [1]
// Урал в прошлом и настоящем. Материалы научной конференции. Екатеринбург, 24–25 февраля 1998 г. Ч. 2. Екатеринбург: УрО РАН, Уральский гуманитарный институт, 1998. С.123-124.
В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.
© Казанцева М. Г., 1998.
Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.
При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:
Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев // Урал в прошлом и настоящем. Ч. 2. Екатеринбург, 1998. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)
\С.123\
Образно и ярко отразилась история уральского старообрядчества в музыкально-поэтическом искусстве. В местной традиции сложился целый комплекс книжных памятников музыкально-поэтического творчества, в которых собраны не только образцы уральского происхождения, но и общестарообрядческие. Видное место среди них занимают духовные стихи. Они появились на Урале в книжно-рукописном наследии двух ветвей старообрядчества: поморцев-беспоповцев и часовенных (первоначально поповского согласия). Каждое согласие к середине XIX в. имело свою историю и сложившуюся позицию на свое место в духовной истории России. Понятно, что история эта не гражданская, а как определил ее в XVIII в. В. Н. Татищев, история sасrа (Божественная) и ecclesiastica (церковная). История sacra дает картину мира как последовательность духовных событий от сотворения мира и человека. Ecclesiastica предстает в конкретных исторических фактах и в деяниях святых, подвижников, мучеников за веру. История Божественная в духовных стихах отражена в 3-х временных градациях: библейская (от сотворения мира и человека –- до Потопа и после Потопа), новозаветная или христианская и российская, которая получила самостоятельную интерпретацию в старообрядческом творчестве, отличную от православной (никонианской – термин старообрядцев).
Поморцы в XVIII в. вошли в историческое пространство с собственной концепцией избранничества, исторической миссии продолжателей древнего благочестия, рассматривая историю поморского согласия как естественное завершение дониконовской истории церкви. Создавая исторические сочинения в центре поморского согласия – на Выге – они оценивали свою деятельность как, своего рода, подвижничество. Духовные авторитеты выголексинцев и их деяния, начиная со старцев Андрея и Семена Денисовых, Петра Прокопьева и др. были подробно описаны в поморских летописаниях. На основе их появились жития, увековечившие деяния выгорецких столпов «благочестия». Данные в них духовные портреты поморских наставников послужили прообразом для претворения их в таких жанрах музыкально-поэтического творчества как стихи («рифмы воспоминателны»), плачи, «похвалы». Созданные в традициях древнерусского и виршевого стихосложения, они были распеты по канонам знаменного пения, войдя в корпус внебогослужебного музыкально-поэтического творчества. Поэтизация историй жизни выголексинцев в духовных стихах завершила процесс развития памятников житийной литературы Выга.
Увековечение истории Выга оказало огромное воздействие на развитие данного жанра в среде поморцев и послужило толчком к созданию новых поэтических и музыкально-поэтических произведений. Музыкально-поэтическая интерпретация духовных стихов позволяет выделить три группы произведений разной временной приуроченности: 1) устные, тексты и напевы которых были записаны позднее собирателями и исследователями; 2) письменные, тексты и напевы которых зафиксированы в специальных сборниках – «стихарниках» знаменной нотации; 3) полуустные, тексты которых записаны в сборниках, а напевы передаются устно, причем в разных общинах имеют собственные варианты.
Устные стихи в настоящее время полностью относятся к фольклору, несмотря на то, что 1000 лет назад их, возможно слагали профессионально обученные исполнители. К устным относятся \С.124\ стихи о Голубиной книге, Егории храбром, Федоре Тироне и др.
Письменные стихи входят в круг жанров древнерусской поэзии и музыки. В их числе такие разновидности как покаянные и виршевые, посвященные христианским святым, включая двунадесятые праздники. Первые распеты знаменным роспевом, вторые – наподобие кантов, так что хорошо чувствуется их украинско-польское происхождение. В стиле покаянного стиха создан стих о первомучениках Борисе и Глебе.
Третья полуустная группа стихов, создавалась непосредственно в среде старообрядцев. Это позднее стихотворчество силлабо-тонического сложения, куда вошли как авторские стихи русских поэтов (Ломоносова, Тредьяковского, Полонского, Фета, Тютчева и др.), переложения псалмов, начиная с Дм. Ростовского и анонимное творчество. Напевы данной группы стихов заимствованы и контаминированы из различных фольклорных жанров: романсов, свадебных, казачьих, устных знаменных «напевок», советских массовых песен. В числе полуустных стихи о соловецких страдальцах, протопопе Аввакуме, боярыне Морозовой, Льве Гучкове и последних временах.
Уральские поморцы, а вслед за ними и часовенные, используя частично наследие выговских авторов, продолжили эту традицию, с одной стороны допуская авторское творчество в сферу неканонических произведений, с другой же – приспосабливая уже известные из них к реалиям местной истории. Примечателен тот факт, что историю уральских центров и их подвижников, старообрядцы Урала также не мыслили вне истории России. Только наряду с выговскими авторитетами здесь выстраивается дополнительный ряд российских страдальцев за веру: «соловецкие страдальцы», Аввакум, боярыня Морозова, древнерусские мученики Борис и Глеб, ну и, разумеется, братья Денисовы. Собственно уральские подвижники не были воспеты. Уральская поэтическая «летопись» увековечила два святых места: «Веселые горы», с XIX в. избранное часовенными место для общих богослужений и «Шарташское селенье», первоначально место скитских поселений, а позднее - укрытие для беглых попов и духовных раритетов старообрядцев. Последний стих, явно принадлежащий поморцам, дает негативную оценку Шарташу, как месту падения «древлего» благочестия.
Особое место занимают стихи непевческие. Чисто литературные произведения появляются в связи с допущением в этот жанр обличительной критики, что в целом ему было несвойственно. Начало было положено поэмой о Никоне, с уничижительной критикой предпринятой им реформы и имело продолжение в региональных традициях. На Урале появляется стих о «раздорах» внутри старообрядчества, вызванный к жизни полемикой «брачных» и «бракоборов», которая имела место в Курганской области в среде беспоповцев поморского согласия. Трактовка разногласий как приметы «последних времен» в этом стихе перекликается с эсхатологическими сочинениями о падении «древлего благочестия».
Авторский
| Региональный
| Хронологический
|
Структурно-конфессиональный
| По направлениям
деятельности