Региональный каталог

Последнее обновление 5 января 2003 г.

Все работы в данном каталоге распределяются в соответствии с современным административно-территориальным делением. Для территорий, находящихся за пределами Российской Федерации, указывается название государства, в составе которого они находятся. По территории России указываются федеральные округа, области, края и республики, с которыми соотносятся авторские публикации. В краткой аннотации к каждой работе упоминаются также исторические названия регионов.


Территория современной России

За пределами современной России


Территория России

Нечаева М. Ю. Церковь в модернизирующемся обществе России XVIII – начала ХХ в.(загрузить)

В статье рассматриваются основные направления реформ православной церкви в России в контексте правовых отношений церкви и государства, типичных для модернизирующихся обществ.

Центральный федеральный округ

Ярославская область

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Северо-Западный федеральный округ

Архангельская область

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

Ленинградская область

Фатеев М. М. Архиепископ Иоанн Цепляк (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге).

Фатеев М. М. Блаженная Болеслава Ламент в Санкт-Петербурге (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге). Особое внимание уделяется благотворительности и организации католического обучения детей.

Фатеев М. М. Блаженная Урсула Ледуховская в Санкт-Петербурге (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге). Особое внимание уделяется благотворительности и организации католического обучения детей.

Фатеев М. М. Католики восточного обряда в Санкт-Петербурге (загрузить)

В статье описывается деятельность католиков восточного обряда в России первой четверти ХХ века (в основном, в Петербурге).

Фатеев М. М. Миссия Мишеля д`Эрбини.(Восстановление католической церковной иерархии в Советской России в 1926 году) (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Мурманская область

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

Новгородская область

Казанцева М. Г. Певческая традиция древнего Новгорода (загрузить)

Тезисы посвящены анализу певческих рукописей Новгорода XI—XIII вв.

Республика Коми

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Северо-Кавказский федеральный округ

Ростовская область

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

Приволжский федеральный округ

Манькова И. Л. История урало-сибирских монастырей как предмет изучения (загрузить)

В статье дается обзор историографии, отмечаются основные темы исследования, авторские подходы. Анализируемые публикации посвящены истории православных обителей, существовавших в XVII–XX вв. на территории современных Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов.

Республика Башкортостан

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

 Побережников И. В. Материалы по истории распространения слухов о насильственной христианизации среди коренных народов востока России (XVIII—XIX вв.)(загрузить)

В статье анализируется характер слухов о насильственной христианизации, распространенных среди мусульманского населения Сибири, Урала и Поволжья.

Кировская область

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

 Побережников И. В. Материалы по истории распространения слухов о насильственной христианизации среди коренных народов востока России (XVIII—XIX вв.)(загрузить)

В статье анализируется характер слухов о насильственной христианизации, распространенных среди мусульманского населения Сибири, Урала и Поволжья.

Побережников И. В. Провинциальный воевода и епископ (К истории конфликта на Вятке, 1740-е гг.) (загрузить)

В статье описывается конфликт между епископом Вятским Варлаамом и воеводой А. С. Писаревым (территория Кировской области), ярко демонстрирующий нравы местных светских и православных епархиальных властителей, систему их взаимоотношений, а также позицию центральных светских и церковных властей при расследовании этого дела.

Республика Мордовия

Нечаева М. Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVIII–XIX в. (загрузить)

Электронная публикация освещает духовную связь, существовавшую между Саровской пустынью и Екатеринбургским Ново-Тихвинским монастырем на Урале, а также историческую основу заветов Преподобного Серафима Саровского дивеевским монахиням.

Нижегородская область

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Нечаева М. Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVIII–XIX в. (загрузить)

Электронная публикация освещает духовную связь, существовавшую между Саровской пустынью и Екатеринбургским Ново-Тихвинским монастырем на Урале, а также историческую основу заветов Преподобного Серафима Саровского дивеевским монахиням.

Оренбургская область

Голикова С. В. Традиционное врачевание в повседневной жизни уральского города XIX - начала XX в. (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

 Побережников И. В. Материалы по истории распространения слухов о насильственной христианизации среди коренных народов востока России (XVIII—XIX вв.)(загрузить)

В статье анализируется характер слухов о насильственной христианизации, распространенных среди мусульманского населения Сибири, Урала и Поволжья.

Пермская область

Голикова С. В. Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках (загрузить)

В статье описывается религиозная практика православного и старообрядческого населения Урала (территория Пермской, Свердловской, Челябинской областей), а также народные верования, связанные с погребальным и поминальным обрядом.

Голикова С. В. Традиционное врачевание в повседневной жизни уральского города XIX - начала XX в. (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Певческие рукописи ХVII–ХVIII вв. в собрании Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина (загрузить)

В статье характеризуются рукописи ХVII–ХVIII вв., использовавшиеся при церковном пении в православных храмах Западного Урала (территория Пермской области).

Казанцева М. Г. Религиозно-музыкальное образование на Урале в ХVIII – начале XX вв. (загрузить)

В статье рассказывается об организации православного религиозно-музыкального образования в светских школах Урала (территория Пермской, Свердловской, Курганской областей).

Манькова И. Л. Город и монастырь: проблемы взаимодействия на начальных этапах освоения Урала (загрузить)

В статье описываются основные сценарии возникновения православных обителей в городах Урала в конце XVI – начале XVII в. на примере Соликамского Вознесенского (территория Пермской области) и Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) монастырей.

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Самарская область

 Побережников И. В. Материалы по истории распространения слухов о насильственной христианизации среди коренных народов востока России (XVIII—XIX вв.)(загрузить)

В статье анализируется характер слухов о насильственной христианизации, распространенных среди мусульманского населения Сибири, Урала и Поволжья.

Ульяновская область

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Уральский федеральный округ

Манькова И. Л. История урало-сибирских монастырей как предмет изучения (загрузить)

В статье дается обзор историографии, отмечаются основные темы исследования, авторские подходы. Анализируемые публикации посвящены истории православных обителей, существовавших в XVII–XX вв. на территории современных Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов.

Курганская область:

Голикова С. В. Традиционное врачевание в повседневной жизни уральского города XIX - начала XX в. (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Зыков А. П., Манькова И. Л. «Шлем Илигея» – реликвия Далматовского Успенского монастыря (к вопросу о формировании культа праведного Далмата) (загрузить)

В статье рассматривается происхождение одной из реликвий Далматовского Успенского мужского монастыря (на территории современной Курганской области), приписываемой основателю этой обители старцу Далмату (XVII в.).

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Религиозно-музыкальное образование на Урале в ХVIII – начале XX вв. (загрузить)

В статье рассказывается об организации православного религиозно-музыкального образования в светских школах Урала (территория Пермской, Свердловской, Курганской областей).

Карсонов Б. Н., Манькова И. Л. Старец Далмат: человек и святой (загрузить)

В статье рассказывается об основателе православного Далматовского Успенского мужского монастыря на Урале (территория Курганской области) старце Далмате (1594–1697), а также о складывании культа его почитания в XVIII–XX вв. и состоянии связанных с его именем реликвий и святынь.

[Килин А. П., автор-составитель] Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912 - 1997 гг.) Запись в г.Екатеринбурге, май-июнь 1995 г. (загрузить)

Воспоминания православной монахини советского периода, помнящей период закрытия монастырей на Урале, прошедшей войну, принявшей постриг в Красногорском Иоанно-Богословском монастыре в г.Золотоноша на Украине, последние годы проживавшей в г.Свердловске.

Килин А. П. Воспоминания матушки Николаи как исторический источник (некоторые аспекты источниковедческого анализа) (загрузить)

В статье дается характеристика особенностей публикуемого в данной электронной библиотеке источника - воспоминаний Г. А. Засыпкиной.

Манькова И. Л. Монастырская вотчина как хозяйственный комплекс (по материалам монастырей Восточного Урала XVII – начала XVIII вв.) (загрузить)

В статье освещаются организация, культура, масштабы и специализация хозяйства трех православных мужских монастырей Урала – Верхотурского Николаевского, Далматовского Успенского, Невьянского Богоявленского (территория Свердловской и Курганской областей).

Манькова И. Л. На путях к податной реформе 1718–1724 гг.: монастырские крестьяне и государственные налоги (загрузить)

В статье рассматривается система государственного налогообложения населения вотчины Далматовского Успенского монастыря (территория Курганской области) в первые два десятилетия XVIII в.

Нечаева М. Ю. Взаимодействие центральных и местных властей в управлении монастырями Урала в XVIII веке (загрузить)

В статье рассматриваются типичные сценарии взаимодействия государственных и церковных административных структур при управлении жизнедеятельностью монастырей в 20–60-е гг. XVIII в. Данная проблематика изучается на материалах Далматовского Успенского монастыря (территория Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Далматовское духовное правление в XVIII веке (загрузить)

Статья посвящена изучению сферы полномочий одного из звеньев внутриепархиальной администрации православной церкви – духовных правлений в 20–60-е гг. XVIII в. Административная практика анализируется на основе фонда духовного правления, находившегося в Далматовском Успенском монастыре (территория Курганской области).

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Нечаева М. Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. (загрузить)

Монография посвящена исследованию реального процесса управления, его эффективности в России в 1721–1764 гг. Эти проблемы изучаются на материалах административной практики 4 православных монастырей: Далматовских Успенского и Введенского (территория современной Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория современной Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Начальные школы при монастырях Восточного Урала (загрузить)

Электронная публикация рассказывает об истории организации и устройстве начальных школ при православных обителях Восточного Урала (территория Свердловской и Курганской областей) в XVIII–начале XX в.

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Нечаева М. Ю. Уральское монашество XVIII века: нормы и практика пострига (загрузить)

Указанная в названии статьи проблематика изучается на материалах Далматовских Успенского мужского и Введенского женского монастырей (территория Курганской области) 20—60-х гг. XVIII в.

Свердловская область

Голикова С. В. Дневниковые записи как источник по изучению повседневной жизни Екатеринбурга на рубеже XVIII-ХIХ веков(загрузить)

В статье дается анализ дневника екатеринбургского протоиерея Ф. Л. Карпинского, размещенного в нашей электронной библиотеке (см. "Дневник священника").

Голикова С. В. «Исцеления» от Симеона Верхотурского: медицинский аспект (загрузить)

В статье анализируются случаи исцеления от мощей уральского православного святого Симеона Верхотурского в XVII – начале XX вв. с точки зрения народной медицины. Мощи св. Симеона находятся в Верхотурском Николаевском мужском монастыре (территория Свердловской области).

Голикова С. В. Кликушество глазами священника (загрузить)

Публикация уникального источника – материалов расследования, проведенного в 1839 г. православным иереем Д. Флоровским относительно массового проявления кликушества жителями с. Нижнего Уткинской слободы на Урале (территория Свердловской ? области). В источнике описаны симптомы кликушества, обстоятельства его появления, методы излечения, практикуемые православным духовенством и светскими врачами. Публикация источника сопровождается исследовательским комментарием.

Голикова С. В. Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках (загрузить)

В статье описывается религиозная практика православного и старообрядческого населения Урала (территория Пермской, Свердловской, Челябинской областей), а также народные верования, связанные с погребальным и поминальным обрядом.

Голикова С. В. Традиционное врачевание в повседневной жизни уральского города XIX - начала XX в. (загрузить)

Аннотация отсутствует.

Дневник священника (публикацию подготовили В. И. Байдин, С. В. Голикова, Л. А. Дашкевич, М. Ю. Нечаева)(загрузить)

Публикация уникального источника – дневника православного протоиерея Екатерининского собора г. Екатеринбурга и члена Екатеринбургского духовного правления (территория современной Свердловской области) Федора Львовича Карпинского. Со страниц документа предстает быт и менталитет, круг чтения и общения провинциального православного духовенства. Дневник охватывает 1798—1807 годы.

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Религиозно-музыкальное образование на Урале в ХVIII – начале XX вв. (загрузить)

В статье рассказывается об организации православного религиозно-музыкального образования в светских школах Урала (территория Пермской, Свердловской, Курганской областей).

[Килин А. П., автор-составитель] Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912 - 1997 гг.) Запись в г.Екатеринбурге, май-июнь 1995 г. (загрузить)

Воспоминания православной монахини советского периода, помнящей период закрытия монастырей на Урале, прошедшей войну, принявшей постриг в Красногорском Иоанно-Богословском монастыре в г.Золотоноша на Украине, последние годы проживавшей в г.Свердловске.

Килин А. П. Воспоминания матушки Николаи как исторический источник (некоторые аспекты источниковедческого анализа) (загрузить)

В статье дается характеристика особенностей публикуемого в данной электронной библиотеке источника - воспоминаний Г. А. Засыпкиной.

Корепанов Н. С., Побережников И. В. Первый проект Екатеринбургского Екатерининского собора, 1743 г. (загрузить)

Публикация уникального источника – древнейшего чертежа и «изъяснения к чертежу» первой каменной церкви г. Екатеринбурга (территория современной Свердловской области), сопровождаемая обширным историческим комментарием.

Курлаев Е. А. Новые данные о планировке и материальной культуре Николаевского монастыря в XVII—XVIII вв. (загрузить)

В статье описываются археологические находки на территории Верхотурского Николаевского монастыря (Свердловской области), рисующие быт и постройки древнейшего этапа существования обители.

Курлаев Е. А. Церковная археология: раскопки в Николаевском монастыре г. Верхотурья в 1989-1990 гг. (загрузить)

Статья содержит подробное описание археологических раскопок на территории Верхотурского Николаевского мужского монастыря (территория современной Свердловской области), показывающих планировку и быт обители в XVII—XIX вв. Публикация сопровождается схемами и рисунками.

Манькова И. Л. Город и монастырь: проблемы взаимодействия на начальных этапах освоения Урала (загрузить)

В статье описываются основные сценарии возникновения православных обителей в городах Урала в конце XVI – начале XVII в. на примере Соликамского Вознесенского (территория Пермской области) и Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) монастырей.

Манькова И. Л. Монастырская вотчина как хозяйственный комплекс (по материалам монастырей Восточного Урала XVII – начала XVIII вв.) (загрузить)

В статье освещаются организация, культура, масштабы и специализация хозяйства трех православных мужских монастырей Урала – Верхотурского Николаевского, Далматовского Успенского, Невьянского Богоявленского (территория Свердловской и Курганской областей).

Манькова И. Л. Настоятели Верхотурского Николаевского монастыря XVII — первой четверти XVIII в. (загрузить)

В статье уточняются и систематизируются биографические данные о настоятелях Верхотурского Николаевского монастыря (территория Свердловской области).

Манькова И. Л. Церковь и горнозаводское население Урала в XVIII—XIX вв. (загрузить)

В статье описываются условия строительства православных церквей на частных и казенных заводах Урала (территория Свердловской области), а также некоторые черты религиозной практики православного горнозаводского населения в XVIII—XIX вв.

Нечаева М. Ю. Верхотурские монастыри в ХХ веке (загрузить)

В статье описываются судьбы монашествующих и послушников Верхотурских Николаевского мужского и Покровского женского монастырей на Урале (территория Свердловской области) в годы расцвета иночества (начало ХХ века), в период репрессий и возрождения церковной жизни. Анализируются основные вехи истории этих православных монастырей, уклад жизни в обителях.

Нечаева М. Ю. Взаимодействие центральных и местных властей в управлении монастырями Урала в XVIII веке (загрузить)

В статье рассматриваются типичные сценарии взаимодействия государственных и церковных административных структур при управлении жизнедеятельностью монастырей в 20–60-е гг. XVIII в. Данная проблематика изучается на материалах Далматовского Успенского монастыря (территория Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Грамотность монашества Екатеринбургской епархии в начале ХХ века (загрузить)

В статье анализируются основные социальные характеристики монашествующих и послушников 10 православных монастырей Екатеринбургской епархии (территория Свердловской области), уровень грамотности насельников этих обителей, влияние грамотности на занимаемый в монастыре статус.

Нечаева М. Ю. Женские обители Верхотурья (загрузить)

Научно-популярная электронная книга рассказывает об основных вехах истории Покровского и Успенского женских монастырей, судьбах и образе жизни насельниц этих обителей.

Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря (загрузить)

Электронная монография посвящена одному из старейших в Азиатской России мужских монастырей – Верхотурскому Николаевскому, – обители, которой принадлежит исключительное значение в христианской истории Урала. Прошлое и настоящее монастыря, существующего с начала XVII в., показаны через конкретные судьбы его иноков. Книга носит научно-популярный характер и предназначена для читателей, желающих познакомиться с монашеским образом жизни в различные исторические периоды.

Нечаева М. Ю. Лжекнязь Михаил. Статья 1. Дебют самозванца (загрузить)

Электронная публикация открывает серию научно-популярных статей, посвященных самозванчеству, широко распространенному среди православных верующих-мирян и монашествующих в России ХХ в. Первая статья рассказывает о Михаиле Поздееве - лжекнязе Михаиле, действовавшем в 1925–1927 гг. на территории современных Свердловской, Курганской, Пермской, Кировской, Ярославской, Нижегородской и Ульяновской областей. В 2000 г. М. Поздеев канонизирован Богородичным центром как архиепископ Серафим (в схиме Антоний).

Нечаева М. Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. (загрузить)

Монография посвящена исследованию реального процесса управления, его эффективности в России в 1721–1764 гг. Эти проблемы изучаются на материалах административной практики 4 православных монастырей: Далматовских Успенского и Введенского (территория современной Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория современной Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Начальные школы при монастырях Восточного Урала (загрузить)

Электронная публикация рассказывает об истории организации и устройстве начальных школ при православных обителях Восточного Урала (территория Свердловской и Курганской областей) в XVIII–начале XX в.

Нечаева М. Ю. Первые тагильские монахини Мария Навзорова, Феозва Крузе, Татьяна Деева (загрузить)

В статье описываются судьбы основательниц православного Нижнетагильского Скорбященского женского монастыря Екатеринбургской епархии (территория Свердловской области) с 1883 г. до 30-х годов ХХ в.

Нечаева М. Ю. Просопография уральского монашества: перспективы исследования (загрузить)

В тезисах намечаются основные направления изучения монашества как социо-религиозной общности, указываются возможности просопографического метода и основные типы источников XVIII—XX вв., которые могут быть положены в основу такого исследования.

Нечаева М. Ю. Саров и женское монашество на Урале в конце XVIII–XIX в. (загрузить)

Электронная публикация освещает духовную связь, существовавшую между Саровской пустынью и Екатеринбургским Ново-Тихвинским монастырем на Урале, а также историческую основу заветов Преподобного Серафима Саровского дивеевским монахиням.

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Шкерин В. А. Закрытие старообрядческих часовен в Нижне-Тагильском заводском округе в 30–40-е годы XIX века (загрузить)

В статье описываются события, связанные с передачей нескольких старообрядческих часовен единоверцам, а также политика местных светских и православных церковных властей по отношению к старообрядцам в Нижне-Тагильском заводском округе (территория Свердловской области).

Тюменская область

Нечаева М. Ю. Взаимодействие центральных и местных властей в управлении монастырями Урала в XVIII веке (загрузить)

В статье рассматриваются типичные сценарии взаимодействия государственных и церковных административных структур при управлении жизнедеятельностью монастырей в 20–60-е гг. XVIII в. Данная проблематика изучается на материалах Далматовского Успенского монастыря (территория Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Монастыри и власти: управление обителями Восточного Урала в XVIII в. (загрузить)

Монография посвящена исследованию реального процесса управления, его эффективности в России в 1721–1764 гг. Эти проблемы изучаются на материалах административной практики 4 православных монастырей: Далматовских Успенского и Введенского (территория современной Курганской области), Верхотурского Николаевского (территория современной Свердловской области) и Кондинского Троицкого (территория современного Ханты-Мансийского автономного округа).

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Челябинская область

Голикова С. В. Культовые сооружения и места захоронения на горнозаводском Урале в XVIII–XIX веках (загрузить)

В статье описывается религиозная практика православного и старообрядческого населения Урала (территория Пермской, Свердловской, Челябинской областей), а также народные верования, связанные с погребальным и поминальным обрядом.

Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала (загрузить)

В статье дается обзор сюжетов и жанровая характеристика духовных стихов двух музыкальных традиций, сложившихся в музыкальной культуре России XVII-XX вв. – старообрядческой и условно названной нами "православной" (принятой в ортодоксальной церкви). Данные традиции ярко представлены на Урале и Вятке несколькими певческими школами (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Курган, Южная Вятка) и локальными напевами.

Казанцева М. Г. История России и Урала в духовном музыкально-поэтическом наследии уральских старообрядцев (загрузить)

В статье описывается историческое самосознание старообрядцев поморского и часовенного согласий на основе духовных стихов ХVIII–XIX вв., сохранившихся на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала (загрузить)

В статье описывается методика музыкального образования, практиковавшаяся у старообрядцев поморского и часовенного согласий в ХVIII–XX вв. на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала (загрузить)

В статье формулируется программа описания репертуара духовных стихов старообрядцев поморского и часовенного согласий Урала ХVII–XX вв. (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан).

Нечаева М. Ю. Уральские монастыри (загрузить)

Статья научно-популярного характера описывает основные вехи истории православного монашества на Урале (территория Пермской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Кировской областей, Республик Коми и Башкортостан) в XV–ХХ веках.

Сибирский федеральный округ

Манькова И. Л. История урало-сибирских монастырей как предмет изучения (загрузить)

В статье дается обзор историографии, отмечаются основные темы исследования, авторские подходы. Анализируемые публикации посвящены истории православных обителей, существовавших в XVII–XX вв. на территории современных Приволжского, Уральского, Сибирского федеральных округов.

Новосибирская область

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Алтайский край

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Дальневосточный федеральный округ

Камчатская область

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

За пределами современной России

Украина

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

[Килин А. П., автор-составитель] Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912 - 1997 гг.) Запись в г.Екатеринбурге, май-июнь 1995 г. (загрузить)

Воспоминания православной монахини советского периода, помнящей период закрытия монастырей на Урале, прошедшей войну, принявшей постриг в Красногорском Иоанно-Богословском монастыре в г.Золотоноша на Украине, последние годы проживавшей в г.Свердловске.

Килин А. П. Воспоминания матушки Николаи как исторический источник (некоторые аспекты источниковедческого анализа) (загрузить)

В статье дается характеристика особенностей публикуемого в данной электронной библиотеке источника - воспоминаний Г. А. Засыпкиной.

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Китай и Монголия

Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885—1962.(загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) (загрузить)

В статье приводятся биографические данные о митрополите Несторе (Анисимове) (1885-1962), миссионере на Камчатке, создателе Благотворительного Камчатского Братства, епископе Камчатском (1916-1921), митрополите Харбинском и Маньчжурском, Патриаршем Экзархе по Юго-Восточной Азии (1946-1948), митрополите Новосибирском и Барнаульском (1956-1958), митрополите Кировоградском и Николаевском(1958-1962).

Коростелев В. В., Караулов А. К. Последний архипастырь Маньчжурии (к 110 – летию со дня рождения архиепископа Никандра) (загрузить)

В статье рассказывается о биографии Леонида Николаевича Викторова (1891—1961), служившего в 1915—1919 гг. священником в Пермском кафедральном соборе, ушедшего с войсками адмирала Колчака, эмигрировавшего в Китай, где с середины 30-х годов был настоятелем Кафедрального собора в Харбине, в 1946 г. принял иноческий сан с именем Никандра и был хиротонисан в епископа Цицикарского, викария Харбинской епархии, с 1948 г. временно управлял Харбинской епархией, в 1950—1956 гг. был заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР и Заместителем Патриаршего Экзарха Восточно-Азиатского Экзархата с титулом епископа Харбинского и Маньчжурского, в 1956—1961 гг. – епископом Архангельского, в 1961 г. – архиепископом Ростовским и Новочеркасским.

 

Авторский | Региональный | Хронологический
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz