Казанцева М. Г.

Певческая традиция древнего Новгорода

// Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 14—16 ноября 1995 г. / Сост. В. Ф. Андреев; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1995. С. 56—59.


В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.

© Казанцева М. Г., 1995.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Казанцева М. Г. Певческая традиция древнего Новгорода // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1995. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\С.56\

В истории отечественной культуры Новгород известен как заповедник древнерусского наследия. Его охранительная роль на протяжении нескольких столетий благотворно влияла на развитие зодчества, искусства, книжности.

\С.57\

Малоизвестно, что наряду с Киевом, Новгород был крупнейшим центром профессионального певческого искусства. Одновременно с расцветом устной музыкальной традиции эпоса – «гусельным художеством», «гудошным» промыслом – в Новгороде осуществляется преемственность письменного гимнографического творчества. Певческие тексты уже с XI в. писались новгородцами на древнерусском языке не только на пергамене, но и на бересте. Сохранились берестяные грамоты, в которых встречаются тексты осмогласных песнопений. Известно, что здесь уже в XI в. существовала своя певческая школа, в рукописях упоминаются имена мастеропевцев Кирика, Стефана, доместика Антониева монастыря Моисея. В новгородских иконах XIV–XV вв. встречаются сюжеты на тексты певческих гимнов: «Давид, играющий на гуслях», «О тебе радуется», Акафист Софии («Премудрость созда себе дом»), «Даниил во рву львином» (ирмос).

Вопрос появления на Руси первых музыкальных книг остается открытым по сей день. Заметим, что известные нам ранние рукописи с музыкальными знаками – это новгородские памятники: «Остромирово евангелие», Минеи 1095–1097 гг., Типографский устав и др. Большая часть рукописей XII–XIII вв., судя по Сводному каталогу рукописей XI–XIII вв. – новгородско-псковского происхождения, где Новгороду принадлежит роль авторитарная. Новгород является одним из древнейших центров распространения на Руси музыкальной письменности. Ранние списки музыкальных рукописей создавались в книгописной мастерской Софийского собора. Об этом свидетельствуют записи, оставленные писцами на полях певческих книг XI–XII вв.: Путятой, Кириллом, дьяконом Иоанном. Некто Угрин помогал в составлении текста стихир – «подал стихере си две”, Еремия дьяк переплетал один из певческих томов XIII в. Особо следует выделить имя писца Саввы (мирское имя Грецин), написавшего певческую книгу Стихирарь для церкви Константина и Елены. Как удалось установить В. Л. Янину, под этим именем подписывался один из известных новгородских художников Олисей Гречин, кандидат во время выборов на владычую кафедру в 1229 г. Его же В. Л. Янин считает автором ряда фресок Спасо-Нередицкой церкви.

Каллиграфические образцы нотного письма оставили потомкам писцы Домка, Городен, Белын в Минеях 1095–1097 гг. Письмо Домки считалось образцом для подражания при его жизни. Киевлянин Моисей, современник Олисея Гречина, познакомил новгородцев с киевским нотным письмом. Писцы других скрипториев – Даниил Черьмный, Илия, «бывый попин церкви Вознесения у \С.58\ братии имо же псах ту седя», Офрем, Бестрой и Оксентий, Онтон-исправитель – внесли лепту в написание книг основного круга пения. Большинство писанных ими книг принадлежало Лазареву, Нередицкому монастырям, а также Благовещенскому, и Аркажу и Сковородицкому монастырям. Благодаря историческим записям на певческих книгах, мы узнаем имена владык, при которых писались нотные книги, сведения о событиях, совершившихся в Новгороде в момент их написания.

Значительно лучше сохранилось рукописное певческое наследие Новгорода, чем других древнерусских центров: Галича, Киева, Ростова Великого. Именно по новгородским музыкальным памятникам, представленным наиболее полно, мы сегодня имеем возможность составить целостное представление о древнерусском певческом искусстве XI–XIV вв., о значении новгородской музыкальной традиции для Московской Руси. Благодаря сохранности новгородского наследия стало возможным восстановить древнейший круг пения XI–XIII вв., а позднее – XV–XVII вв.

Наибольшую ценность – историческую, поэтическую, музыкальную, художественную представляют рукописи XI–XIII вв. Они дают понятие о ранней древнерусской нотации (знаменной кондакарной), фитном пении в отечественной практике, содержат древнейшие памятники переводной византийской гимнографии. По спискам новгородского происхождения можно проследить становление древнерусского литературного языка.

Среди певческих памятников ранней новгородской традиции выделяется комплекс рукописей конца XII – начала XIII вв.: Ирмологий, известный под названием «Новгородские фрагменты» (ЦГАДА. Ф. 381 № 149, 150), Минеи служебные (ГИМ, Синод. тип., № 159–168), Параклитик (ЦГАДА, Ф. 381. № 80). Все они охватывают значительный корпус песнопений одного жанра: ирмосы и тропари полных канонов.

В древнерусской гимнографии XI–XIII вв. канон является одним из важнейших разделов богослужения. С этого времени начинается составление канонных композиции в честь русских святых В частности, самый ранний список канона Борису и Глебу обнаружен в новгородской рукописи 1156–1163 гг. (РНБ. Соф. 384). В момент создания он был не нотирован, но уже в конце XII в. ирмосы канона вошли в корпус «Новгородских фрагментов».

Новгородские рукописи, содержащие песнопения канонов уникальны потому, что представлены разнообразными типами певческих книг, в числе которых: ирмологий осмогласный, объединяющий одни ирмосы («Новгородские фрагменты»), Параклитик, охватывающий \С.59\ тропари воскресного цикла канонов. Сборник канонов, где сделана выборка тропарей канонов по праздникам. Циклы праздничный, воскресный, годичный образуют круг ирмосного пения. Ни одно столетие не представлено столь полным подбором певческих книг, обобщающих песнопения канонов.

В новгородских ирмологиях XII–XIII вв. воплощаются черты местной традиции: в семиографии (нотном алфавите), интонационном словаре, и особенно в репертуаре. Так, в XIII в произошло пополнение основного содержания Ирмология за счет дополнений, приписанных к тексту. Они образовали два музыкальных микроцикла – ирмосов на предпразднества Рождества Христова и Богоявления, выделившихся позднее в раздел «розники», и группы ирмосов, включаемых в «пещное действо». Выявленные особенности позволяют говорить о существовании в XII–XIII вв. музыкального «новгородского извода» в певческих рукописях.

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz