Манькова И. Л.

Церковь и горнозаводское население Урала в XVIII—XIX вв.

// Первые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург: Институт истории и археологии УрО РАН; Уральский гос. университет им. А. М. Горького, 1997. – С.171–174.


В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.

© Манькова И. Л., 1997.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Манькова И. Л. Церковь и горнозаводское население Урала в XVIII—XIX вв. // Первые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1997. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\С.171\

Со строительством заводов ускорился процесс заселения и освоения Урала. Одной из важнейших составляющих налаживания быта в новых населенных пунктах была организация религиозной жизни. С одной стороны, это отвечало традиционным духовным потребностям русского общества. С другой стороны, церковь являлась важным средством контроля за нравственностью и поведением жителей поселков. С помощью церкви население приучалось жить по законам «регулярства», внедрявшегося Петром I во все сферы жизни подданных. Именными указами посещение церкви вменялось в обязанность всем прихожанам. На уральских заводах наблюдение за этим возлагалось на заводское начальство. Так, в 1748 г. мастеровые и работные люди Сысертского завода просили разрешения построить вместо холодной трапезы Симеоно-Аннинской церкви новую, т.к. зимой во время службы «претерпевают немалую нужду, а начальники со штрафом принуждают ходить» в церковь. По свидетельствам современников А. Ф. Турчанинов строго взыскивал с мастеровых своих заводов вплоть до телесных наказаний за то, что не были у исповеди и причастия.

Возникновение церквей одновременно или вслед за строительством заводов было явлением редким. Как правило, население вновь построенных заводов приписывалось к приходской общине ближайшего храма. Например, первоначально в приход Невьянской Преображенской церкви входили жители Быньговского, Шуралинского заводов и двух деревень. Иногда между моментом пуска завода и созданием в этом заводе самостоятельного прихода (строительством церкви) проходило 20–30 лет.

Это было связано с рядом обстоятельств. В некоторых поселках заводов Демидовых проживало в основном старообрядческое население (Висимо-Уткинский, Висимо-Шайтанский, Черноисточинский заводы). Заводовладельцы, лояльно относившиеся к раскольникам, не видели необходимости сооружения храмов в таких населенных пунктах, пока там не появлялось значительного количества православных жителей. Так, в Черноисточинском заводе (построен в 1728 г.) деревянная Петропавловская церковь была сооружена лишь в 1833 г., после переселения Демидовыми на этот завод крепостных из Тульской и Черниговской губерний. До этого же православные жители отправляли требы у духовенства Нижнетагильского и Висимоуткинского заводов. Строительство церкви, ее устройство и содержание клира требовало больших затрат. \С.172\ Правительство крайне осторожно давало разрешение на заведение новых церквей, требуя определенных гарантий обеспечения расходов за счет неказенных средств.

На частных заводах эти заботы возлагались на заводовладельцев. Заводские конторы тратили немало денег на церковное строительство. Далеко не все заводовладельцы в XVIII в. могли выделить средства на сооружение каменных храмов. Так, самая первая каменная Алексеевская церковь была построена на Алапаевском заводе (передан Демидову в 1704 г.) в 1702 г. на средства жителей. В 1730 г. был построен Сошествиевский храм из дикого камня в Кыштымском заводе. Строительство каменных церквей вместо сгоревших или ветхих деревянных приходится в основном на XIX в. Иногда церкви, к которым были приписаны жители того или иного завода, находились на почтительном расстоянии от поселков и на их посещение у прихожан уходило много времени. Так, в 1735 г. В. Н. Татищев просил митрополита Сибирского и Тобольского Антония как можно скорее построить хотя бы «самую малую» деревянную церковь в Сысертском заводе, потому что из-за длительной отлучки мастеровых и прочих обывателей для исполнения церковных нужд «в заводских работах не без остановки бывает».

Удаленность церквей создала немалые трудности для прихожан. Жители Полевского завода при необходимости вынуждены были ездить за священником почти за 40 верст. За дальний переезд духовенство брало «дорогие платы». Бывали случаи, когда умирающему не перед кем было исповедоваться. Поэтому прося разрешения построить церковь в своем поселке, прихожане готовы были взять на себя расходы и по строительству, и по содержанию церковного клира. Решение о строительстве церкви и сборе средств оформлялось мирским приговором. Необходимая сумма собиралась путем ежемесячного вычета из зарплаты мастеровых и работных определенного процента (1-5%) и добровольными пожертвованиями по подписке, которая организовывалась в соседних поселках и деревнях. Как правило, заводоуправления в качестве пожертвований отпускали стройматериалы. Так, сбор средств на строительство каменной Успенской церкви в Сысертском заводе занял два года. Средств, выделенных заводоуправлением Верхне-Баранчинского завода на строительство каменного Иоаннопредтеченского храма, оказалось недостаточно, и потребовалось 10 лет, чтобы собрать необходимую сумму путем вычетов из зарплаты жителей завода. На казенных заводах церковный клир получал жалованье от прихожан, часто продуктами и не всегда регулярно. На частных заводах материальное положение священноцерковнослужителей было более стабильным. Они получали установленное заводчиками жалование, \С.173\ жилье и покосы. Заводская контора оттачивала их дорожные расходы. Самое высокое жалование церковный причт получал на заводах Демидовых. Смысл деятельности заводского духовенства заключался не только в «просвещении светом Евангелия», но и «в вселении в мастеровых, когда они были в крепостном состоянии, полного повиновения заводскому начальству, а с прекращением крепостного права к честному на заводах труду».

Кандидатуры священников епархиальное управление согласовывало с заводским начальством. Церковные старосты выбирались прихожанами и утверждались епархиальными властями, но их кандидатуры также должны были получить одобрение заводского управления. Как правило, эти лица были тесно связаны с администрацией. Часто церковными старостами становились заводские приказчики. Так, старостой Нижнетагильской Введенской церкви в 1848–54 гг. был приказчик Степан Миненко. Если старостами становились мастеровые или крестьяне, то они освобождались от заводских работ. Имуществом церквей распоряжались заводские конторы. Заводоуправления принимали активное участие в распространении единоверия на уральских заводах. Наиболее благочестивые жители заводских поселков (в основном женщины) совершали паломничество к мощам св. праведного Симеона в Верхотурский Николаевский монастырь, посещали Екатеринбургский Новотихвинский монастырь для поклонения иконе Тихвинской Божьей матери. Кроме общепринятых крестных ходов, в некоторых заводах были установлены дополнительные. Эти крестные ходы могут быть своеобразным показателем жизненных приоритетов заводских жителей, когда оставалась надежда лишь на божий промысел. Наибольшее распространение получили крестные ходы в память прекращения эпидемий холеры и чумы, падежа скота. В связи с этими событиями специально приобретались иконы, становившиеся местночтимыми. Крестные ходы устраивались во время засух. Лишь на Надеждинском и Николае-Павдинском заводах существовали крестные ходы, непосредственно связанные с заводским производством. В Надеждинском заводе организовывались особые общественные моления в так называемые цеховые праздники с водосвятием. Например, прокатный цех праздновал день иконы Казанской Божьей Матери, огнеупорный — день Успения Богородицы, вокзал — день св. Симеона Верхотурского и т.д. В ряде заводов устраивались церковные торжества в память прекращения разорения во время «Пугачевского бунта». Так, жители Полевского завода в честь «чудесного избавления» своего селения от захвата пугачевцами дали обещание ежегодно «в вечные времена» приносить из с. Полдневского \С.174\ икону св. Николая Мирликийского. В связи с этим стал устраиваться крестный ход.

В честь отмены крепостного права жители рада заводов на свои средства возвели часовни во имя Александра Невского. К ним устраивались крестные ходы в память об освобождении от крепостной зависимости.

Особо почитаемой на уральских заводах была икона Новгородской Божьей Матери, принадлежавшая Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода. Ежегодно эта икона торжественно приносилась на соседние заводы и оставлялась на каждом из них по 1-3 недели. В Полевской Петропавловской церкви особенно чтимой была икона Божьей Матери Иверской, подаренная императрицей Марией Федоровной в 1883 г. В целом, как отмечали составители обследований заводских поселков в конце XIX в., их жители были религиозны, хотя «высокой нравственностью похвастаться не могли».

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz