Казанцева М. Г.

Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала

// V Уральские археографические чтения. К 25-летию Уральской археографической экспедиции. Тезисы докладов научной конференции 14–16 октября 1998 г. Екатеринбург, 1998. С.25–28.


В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.

© Казанцева М. Г., 1998.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Казанцева М. Г. Об изучении формирования репертуара духовных стихов Урала // V Уральские археографические чтения. Екатеринбург, 1998. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\С.25\

Изучение музыкальной духовной лирики Урала не мыслится вне русской духовной поэзии в целом. Эта мысль, выраженная некогда А. А. Амосовым по отношению к любой локальной традиции духовных стихов, находит последовательное воплощение в работах Л. А. Петровой, Г. В. Маркелова, С. Е. Никитиной. В необходимости такого подхода убеждает и старообрядческая традиция бытования произведений \С.26\ данного жанра в круге чтения и пения самих носителей древней книжности, где письменные памятники очень часто соседствуют с жанрами как чисто устного, фольклорного, так и литературного, авторского происхождения. Поэтому рассмотрение духовных стихов в русле русского поэтического творчества закономерно. В то же время духовный стих несет на себе печать ярко выраженных локальных характеристик, обусловленных особенностями мировоззрения той или иной конфессии и закрепленных более в музыкальном, чем в поэтическом языке. Именно эта черта и привлекает более всего фольклористов, которые с этнографической точностью привязывают духовный стих к той или иной традиционной группе. При этом не учитывается тот факт, что один и тот же текст может бытовать достаточно широко в разных конфессиональных группах. В научной литературе положено начало по изучению общих и локальных черт памятников поморской традиции, в частности Л. А. Петровой – на примере Выга, Усть-Цильмы, Печоры, С. Е. Никитиной – на примере Верхокамья.

Нами проделана работа по выявлению уральского репертуара в контексте общерусской традиции старообрядческого стиха. Поскольку данная работа объемна, пришлось ограничиться решением нескольких задач:

первым шагом на этом пути является составление сводного инципитария стихов, выявленных в рукописных источниках по собраниям и архивам Урала;

далее, определение, по возможности, конфессиональной принадлежности того или иного списка по месту получения (там, где это известно), почерку, художественному оформлению;

установление хронологии появления сюжетов путем сведения и сравнения списков;

выделение общих, распространенных сюжетов;

выделение общих стихов разных поэтических стилей (покаянных, виршевых, поздних), авторского и фольклорного происхождения;

вычленение сюжетов, распространенных в конкретной конфессиональной группе;

выявление сюжетов, присущих данной локальной традиции.

Проведение этой работы невозможно без составления базы данных, позволяющей соотнести хронологическую приуроченность и распространенность тех или иных списков. Большой массив, задействованный в базе данных, позволяет фронтально обследовать весь корпус известных по описаниям стихов и облегчает работу по установлению хронологии, территориального распространения, происхождения или миграции списков и сюжетов и др.

\С.27\

Мы использовали следующие параметры: инципит списка, самоназвание, время написания списка, шифр хранения, место получения или происхождения списка по записям и другим сведениям, принадлежность к конкретному стилю, авторство, устный характер стиха, фонетическую редакцию текста, музыкальные характеристики (глас, нотацию, расшифровку), художественное оформление.

Особенности поэтического стиля определяются в инципитарии по стихосложению. Ранний слой лирики – покаянные стихи – по общепринятой классификации принадлежат к т. н. «молитвословной», или «ритмической», поэзии. Значительный слой сюжетов XVIII в. – вирши – имеют силлабическое стихосложение, поздние стихи – силлаботоническое. Стихи фольклорные или стилизованные под фольклорные имеют тоническое стихосложение. Этот слой отражает в наиболее яркой форме особенности взаимодействия устной и письменной традиций.

Под фонетической редакцией понимается раздельноречие либо новоистинноречие – признак конфессиональный, помогающий установить различие между поморским и часовенным согласием. В стиховом наследии он действителен в покаянных стихах. В остальных типах стихов, за исключением фольклорных, общепринята новоистинноречная редакция. В этом отношении стихи более «демократичны», чем гимнографические жанры, принятые в службе, где конфессиональный признак проявляется в пении «на он» и «на речь».

Певческим показателем традиции выступает нотация, а в случае ее отсутствия – особая запись текста. Мы исходим из предположения, что практически все стихи пелись, за исключением отдельных литературных произведений полемического характера (например. «Газета из Ада», «Стих о табаке» и прочие стихи позднего происхождения). Духовный стих изначально сложился как жанр певческий, внебогослужебная ветвь певческого искусства (в XVII в. – знаменного, в XVIII в.– партесного, позднее – фольклорного пения). И видеть в нем только литературный или поэтический памятник так же неправомерно, как причислять свадебную или лирическую песню исключительно к поэзии. Духовный стих, как и народная песня, – жанр музыкально-поэтический. И при записи текстов стихов носители скорее всего руководствовались его музыкальным произношением, нежели поэтическими законами стихосложения. В этом убеждает особая практика исполнения стихов – полуустная: текст – в книге, напев – в памяти. В случае утраты старого напева текст редактируется в соответствии с устным произнесением. Отсюда разночтения в списках одного сюжета. На этот факт указывает и особая запись стиховых строф – двустишиями, объединенными в группы, либо одностишиями (даже если строфа 4 – строчная), – \С.28\ что соответствует музыкальной единице напева и музыкально-синтаксическому делению. Данный факт совершенно не учитывается филологами.

По перечисленным параметрам было проведено сравнение корпуса уральских стихов (Средний Урал, Южный Урал, Зауралье) со стиховыми традициями Русского Севера (Вятки, Печоры и Верхокамья). Отдельные результаты опубликованы [1].


1. См.: Казанцева М. Г. Духовные стихи в свете исторических и эсхатологических воззрений старообрядцев // Личные архивы и коллекции ученых в научных библиотеках. Тезисы конференции. Сыктывкар, ноябрь. 1997 Сыктывкар, 1997; Она же. История России в музыкально-поэтическом наследии старообрядцев Урала // Урал в панораме веков. Тезисы конференции. Екатеринбург. 1998. Т. 2.; Казанцева М. Г., Философова Т. В. Музыкально-поэтическое наследие поморского севера в вятской старообрядческой традиции // Уральский сборник. История. Культура. Религия. II. Екатеринбург, 1998. С. 81–111.

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz