Казанцева М. Г.

Певческие рукописи ХVII–ХVIII вв. в собрании Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина

// Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию Чердынского краеведческого музея им. А.С.Пушкина. Пермь, 1999. С.207–211.


В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.

© Казанцева М. Г., 1999.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Казанцева М. Г. Певческие рукописи ХVII–ХVIII вв. в собрании Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России. Пермь, 1999. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\C.207\

Чердынь хорошо известна как один из старейших городов на Урале, сохранивший и по сей день неповторимый архитектурный облик и прославившийся богатыми традициями декоративного прикладного искусства. Но мало кто знает, что этот город в прошлом имел и развитую музыкальную культуру. В Чердынском краеведческом музее им. А. С. Пушкина сохранились и свидетельства давних времен – рукописи ХVII–ХVШ вв., по которым можно сегодня составить впечатление об уровне музыкальной грамотности, носителях музыкальной профессиональной культуры г. Чердыни и его окрестностей; о музыкальных памятниках этого времени.

Древнейшую часть коллекции музыкальных рукописей музея составляют книги конца XVII–начала XVIII вв., написанные древнейшей знаменной нотацией. Знаменами называли особые знаки, которыми записывали церковные мелодии, начиная с Х–ХI вв. В древности это был единственный способ фиксации напевов, заимствованный Русью у Византии. По записям, сохранившимся на листах некоторых чердынских рукописей, можно установить их происхождение. Так, например, запись на одном из сборников певческих гласит, что это «труды москвитина Ивана Федорова сына Яхонтова писано лета 7193» (т.е. в 1685 г. от Рождества Христова)» [1]. В составе данной книги мы встречаем роспевы, характеризующие зрелую традицию древнерусского пения, сложившуюся в известных \C.208\ певческих центрах. Среди них: «киевский перевод», «Тифинское», а также демественный и путевой роспевы, наиболее украшенные в мелодическом отношении. Исполнялись обычно высокообразованными певцами.

А вот другая рукопись конца XVII в., на которой латиницей на нижней крышке переплета сделана запись: «Сия книга Обиход чердынца посацкого жителя Григория Артемева сына Верещагина, писал и подписал чердынец сам своею рукой» [2]. Раскрыв рукопись, удивляемся широте музыкальных познаний «посацкого жителя». Достаточно назвать встречающиеся в книге «болшой роспев», создателем которого был «москвитин» Федор Крестьянин, или «опекаловский», появившийся в стенах тверского Опекаловского монастыря. Рукопись эта интересна еще и тем, что содержит величание царю Федору Алексеевичу и царице Агафье.

Еще более интересные факты о музыкальной культуре г. Чердыни содержат рукописи XVIII в., написанные квадратной нотой. По многочисленным записям, оставленным на книгах этого времени, мы узнаем о месте написания, истории создания книг и их непосредственных владельцах. В основном владеют певческими книгами церковнослужители. В рукописи со службой Николаю Чудотворцу читаем: «Сии тетрать города Чердыни Николаевкия церкви пономаря Митрея Кожевникова (подписал) своею рукою. 1793 году июня 6 числа» [3] или в Ирмологии праздничном: «Сея книга дана пономарю соборному Василию Петрову сыну Тетюеву». В Трезвонах имеется запись: «Сия книга города Чердыни Богоявленской церкви подписал Богоявленской церкви дьячек Григорий Леонтьев своеручно» [4]. Иногда попросту: «Староста Яшка да подъячей Лешко» [5].

Большая часть чердынских книг XVIII в. принадлежала Богоявленской церкви и хранилась, по-видимому, у ее служителей или в библиотеке. Но нередко книги распродавались из церкви. Вот, например, Ирмологий праздничный. Самая ранняя запись на его страницах гласит: «Книга города Чердыни Богоявленской церкви казенная подписал в этой же церкви иерей Ияков Осокин 1798 года сентября 16 дня» [6]. В начале XIX в. книга еще находилась в той же церкви, о чем имеется запись: «Засвидетельствовал Богоявленской церкви дьячек Ефим Устежанин 1817 г. марта 19» [7]. Другая же запись говорит о том, что книга была (по-видимому, временно «дана пономарю соборному Василию Петрову сыну Тетюеву» [8]. И, наконец, еще одним почерком XIX в. сделана запись о том, что книгу «покупал чердынского Воскресенского собора...» кто именно – непонятно из-за неразборчивости почерка. В содержании этой книги есть редкий канон «На Полтавскую победу» Петровского времени, написанный во славу русского оружия.

Часть книг создавалась в самой Чердыни. Об этом также повествуют записи. Наиболее интересна в этом отношении упомянутая книга Трезвоны на квадратной ноте. Попытаемся восстановить ее. Самая первая запись (с л. 1 \С.209\ скоропись) повторена на нескольких листах (лл. 80-80): «Сия книга Трезвоны святому верховному апостолу Петру и Павлу Чердынской Богоявленской церкви казенная писана на казенные денги 1740-го года». Другим почерком XVIII в. сделана запись: «А впреди имеющиеся в сей книзе разным святым службы: кроме Богоматери Казанской да Архангелу: чердынского купца Павла Квашеникова: а соопщил в сию книгу с казенной Богоявленской для пения в церкви Богоявления охоту имеющимя певцами: собрана и переплетена сия книга коштом предписанного Квашеникова». Из чего следует, что казенные деньги на написание книги, вероятно, пожертвованы самим чердынским купцом. Однако через три года книга попала в другие руки: «Сия книга города Чердыни Богоявленской церкви приложение ко оной...города Чердыни посадской Иван Федоров сын (дальше неразборчиво, возможно, «Яхонтов») 1743 года октября 13». Позже ее переплетал «Иван Ламанов города Чердыни посадской 1767 года в декабре месяце».

Итак, уже в XVIII в. книги из церковной библиотеки переходят в частные руки. Причина этого пока не ясна и требует дальнейших разысканий историков и краеведов.

Кроме Богоявленской церкви, музыкальные рукописи имелись в библиотеках и других церквей Чердыни и Чердынского уезда. В записях упоминаются книги Николаевской церкви с. Редикора, например: «Сия книга глаголемая праздничный Обиход принадлежит села Редикора Николаевской церкви: сию книгу свидетельствую той же церкви пономарь Иван Никитин Осокин что точно казенная 1856 года апреля 26 числа» [9]; и певчая книга «Сереговской Георгиевской церкви Чердынского уезда Пермской епархии» [10]. Помимо церковнослужителей, владельцами певческих книг были простые жители, люди разных сословий. Так, в Минее общей на квадратной ноте запись гласит, что «Сия книга барона Александра Григорьевича Строганова села Новаго Усолья крестьянина Михаила Яковлева сына Тарасова а писал Тарасов своеручно 1754 года февраля осмаго дня» [11]. А другая книга «ирмосы нотные переплетены Соликамским крестьянином церковныи чтец Ерм... (далее заклеено) Викторов, куплена сия книга Соликамска посацкого человека Герасима Анофриева а подписал сию книгу чтец сам своею рукою в 1750 году» [12]. Другим почерком на нескольких листах стоит «Георгиева», а с л. 201 третьим почерком: «Сия книга Соликамского посацкого человека Ильи Васильева Анофриева марта сорок (далее заклеено)», т.е. записи говорят о принадлежности книги одной семье.

Кто могли быть эти люди, хранящие рукописи? Любители пения, или прихожане, участвующие в церковном хоре? Тот факт, что рукописи покупались и ходили по рукам, свидетельствует о широком распространении в городской и крестьянской среде музыкального знания. Пик распространения книг квадратной нотации приходится на 40–60-е гг. XVIII столетия. В это время приобретаются и создаются основные книги знаменного пения, по которым певцы \C.210\ не только поют, но и обучаются. Исполняют же песнопения, широко распространенные в России в конце ХVII–ХVIII вв.: «киевского», «греческого», «болгарского», «Большого» роспевов. Правда, певцы Чердынского уезда не приемлют принятый в столицах многоголосный стиль пения. Он появляется значительно позднее. В Чердынском музее имеется единственный экземпляр рукописной партитуры XIX в. [13]. Трудно сказать, где она писалась – в самой Чердыни или за ее пределами, но она вносит колоритный штрих в историю музыкальной культуры города. В ней собраны многоголосные обработки наиболее известных церковных песнопений: классические произведения выдающихся русских композиторов Д. Бортнянского, С. Дегтярева, роспевы разных местных церковных центров – «Московская», «Вифановская», «Симоновская», «Васильевская», «Огневская» и, конечно же, «Усольская», характеризующая древнюю певческую традицию Усолья. Составитель сборника не только был любителем пения, но и прекрасным музыкантом, разбирающимся в разных традициях пения. Его предшественник в XVIII в. был знаком только с одним стилем, оставив следующую запись: «Книга певчая а в ней писана Праздники господьския дванадесятые на малых и великих вечернях стихеры солавьники под знаменем киевской ноты российского согласия (далее выскоблено)» [14].

Таким образом, немногочисленная коллекция музыкальных рукописей чердынского музея является ценным источником по восстановлению музыкальной культуры Чердынского края и свидетельствует о ее полнокровной духовной жизни в то время, когда Чердынь, по сути, уже считалась глубокой провинцией.


1. Чердынский краеведческий музей им. А. С. Пушкина (далее: ЧКМ). Собрание старопечатных и рукописных книг. 1043/12, л. 65. Обиход и Октоих крюковые. 1685 г.

2. Там же. 1043/16. Сборник крюковой. Конец XVII в.

3. Там же. 3728/85. Служба Николаю чудотворцу Мир Ликийских. XVIII в.

4. Там же. 1043/3. Трезвоны на квадратной ноте. 1 пол. XVIII в. л. 1, скоропись. Ниже проба пера тем же почерком: «Когда солнце сияет, в то время на него никто не смотрит».

5. Там же. 1043/15. Ирмологий крюковой. Конец XVII – начало XVIII вв. (нижняя крышка переплета).

6. Там же. 1043/4. Ирмологий праздничный на квадратной ноте. Конец XVIII в. Запись повторена на переплетном листе.

7. Там. же. Л. 90 об., скоропись XIX в.

8. Там же. На переплетном листе.

9. Там же. 1043/56, л. 42 об., скоропись.

10. Там же. 3414/32. Ирмологий на квадратной ноте. Середина XIX в.

11. Там же. 1043/11, с л. 1 скоропись ХVIII в.

\C.211\

12. Там же. 1043/5. Ирмологий на квадратной ноте. XVIII в.

13. Там же. 1043/6. Сборник партесных обработок на квадратной ноте. XIX в.

14. Там же. 1043/9. Праздники на квадратной ноте. XVII в.

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz