Килин А. П.

Воспоминания матушки Николаи как исторический источник
(некоторые аспекты источниковедческого анализа)

// История церкви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции УрГУ. 21-22 ноября 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.44-48.


© Килин А. П., 1999.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикац ию указывать:

Килин А. П. Воспоминания матушки Николаи как исторический источник (некоторые аспекты источниковедческого анализа) // История церкви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции УрГУ. 21-22 ноября 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\C.44\
Обращение к материалам устной истории связано в настоящее время с процессом гуманизации исторического знания. Все большее внимание стали уделять судьбе конкретного человека, его субъективному восприятию окружающего мира. Экономический детерминизм, позитивистское восприятие исторического прошлого не позволили историкам в полной мере понять и описать суть процессов происходивших в прошлом.
Роль устной истории как метода исторического исследования часто игнорировалась и замалчивалась отечественной историографией [1]. Помнится, что в прошлом была расхожей фраза: "В историческом сочинении науки ровно столько, сколько там цифр". Увы, такой подход не оставляет место в истории индивидуальности. Человеку всегда будет интересен живой человек, с его сомнениями, переживаниями, ошибками. Именно этим вызвано наше обращение к такому субъективному историческому источнику, как воспоминания.
Автором рассматриваемого источника является схимонахиня - матушка Николая, в миру Галина Андреевна Засыпкина (1912 - 1997).
Появление данного источника было вызвано следующими обстоятельствами. Необходимо было подготовить материал к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, в частности осветить роль Русской православной церкви в те годы. Автор столкнулся с дефицитом информации по данному вопросу. В периодической печати сведения были крайне скудны. Материалы ГАСО, в частности документы уполномоченного по делам Русской православной церкви, оказались разрозненными и неполными. В такой ситуации родилась идея взять интервью у представителей духовенства, живших в годы Великой Отечественной войны на Урале. Обратившись за помощью в миссионерско-катехизаторский отдел Епархиального управления, удалось получить координаты двух человек - матушки Николаи и заштатного клирика храма Вознесения, отца Василия. Воспоминания последнего и легли в основу газетной публикации [2].
Общение с матушкой Николаей показало большую информативность имеющегося в наличии материала. Имеется в виду не только ее устные рассказы, но и фотодокументы, письма, газетные статьи, личные вещи монахинь \C.45\ Ново-Тихвинского женского монастыря. Появилась идея записать воспоминания в большем объеме. Такой интерес объясняется тем, что в предыдущие годы чрезвычайно мало внимания уделялось фиксации устных рассказов на материальных носителях. Преклонный возраст, проблемы со здоровьем, целый ряд иных причин - не позволяли много времени уделять фиксированию воспоминаний свидетелей исторических событий. Не так уж много граждан оставляет свои мемуары. Да и большой заинтересованности в организации и проведении такой работы у историков-профессионалов не было. Массу материалов уже никогда не удастся воссоздать, так как жизнь человека скоротечна. После кончины матушки Николаи уже нет ни одного свидетеля, лично общавшегося с игуменьей Ново-Тихвинского женского монастыря Магдалиной.
Окончательный вариант текста - это рукопись (машинописный (точнее - машиночитаемый - А.К.) текст.) объемом 15 (точнее 16 - А.К.) страниц. Его подготовка проходила в несколько этапов, на протяжении мая - июня 1995 г. В самом начале преследовалась цель выяснить положение Русской православной церкви и верующих в годы Великой Отечественной войны, затем мы вышли на более широкий спектр проблем, касающихся взаимоотношения церкви и государства. Не скрою, что на первых порах были серьезные сомнения в полноте и достоверности рассказов. С целью подтвердить достоверность изложения нами проводились повторные беседы по одним и тем же сюжетам, осуществлялось сопоставление рассказов с иными источниками, в том числе и архивными. Так, например, рассказ о работе матушки Николаи в Перми в качестве помощника эпидемиолога полностью подтвердился материалами ГАПО [3]. Имеющиеся в личной коллекции фотодокументы и письма, также подтверждали факты приведенные в устном изложении. Окончательный текст представляет собой зафиксированный на бумажном носителе расшифровку магнитофонной записи беседы, с незначительными редакторскими правками, с дополнениями, почерпнутыми из прежних бесед.
Многократные беседы привели нас к выводу, что, несмотря на свои годы, матушка Николая имела хорошую память, обладала даром рассказчицы, её речь была образна и самобытна. Именно поэтому ставилась цель не только в наиболее полном объеме изложить приведенные в устной беседе факты, но и сохранить стилистику устной речи матушки Николаи.
Источник до сих пор так и не нашел своего издателя. Нам предпринимались шаги к его публикации. Так, например, материал был представлен в журнал "Родина", где планировалось его разместить в рубрике - "Народные мемуары". Затем материал был передан в редакцию журнала "Уральский следопыт", но отклонен ею. Действительно, для широкого круга читателей там увлекательного немного. Больший интерес он мог представлять для специалистов или деятелей Русской православной церкви. Так и получилось. Например, указание матушки Николаи на неверную дату смерти на могиле игуменьи Магдалины на Ивановском кладбище было учтено (См. с. 10 Воспоминаний - А.К.).
\C.46\
Большой интерес к данному документу проявили и сестры воссозданного Ново-Тихвинского женского монастыря, и особенно - игуменья монастыря матушка Любовь.
Мемуарная литература интересна для чтения, но достаточно сложна для оценки её объективности. Совершенно справедливо отмечают её субъективность и предвзятость, стремление замолчать негативные моменты своей биографии или преподнести свершившиеся события в более привлекательном ракурсе.
В данном конкретном случае мы сталкивается с субъективной, но весьма специфической, точкой зрения. Автор мемуаров - человек глубоко верующий, следовательно, всю свою жизнь, все факты своей биографии она воспринимает как заранее предопределенные свыше. Совершенно не случайно свое повествование она начинает не с собственной биографии, а с описанием судьбы - подвижницы Аннушки (Мезенцевой Анны Ивановны). Эта женщина оказала значительное влияние на судьбу автора воспоминаний, во многом предопределила её. Родители Засыпкиной получили благословение на брак от Аннушки (См. с. 4 ), она же отговорила мать взять маленькую Галю с собой в монастырь (См. с. 5). Матушка Николая, подобно Аннушке большую часть своей жизни прожила в миру, несмотря на принятие монашеского пострига (ближе к концу жизни она тайно приняла схиму) (См. с. 6).
"На всё воля Божья" - эта идея звучит основным мотивом всех воспоминаний. В этом контексте гонения на церковь, притеснения верующих, которые испытала на себе матушка Николая и её близкие, воспринимаются как испытания, посланные Богом. Современного читателя поражает отсутствие агрессии по отношению к гонителям, к своим противникам. "А кто их знает? Винить то никого нельзя. Всякая власть от Бога. Вот когда меня на допросах допрашивали: "Ты за власть?" Я говорю: "А вы что считаете, что я против Евангелия? В Евангелии написано - "Всякая власть от Бога". А раз я против власти, значит я против Бога. Этого никогда не будет. Я принимаю всякую власть, ту, которая от Бога, какую он ни послал по Его воле" (См. с. 11 ).
Могут последовать возражения, что власть большевиков была признана властью Антихриста и проклята патриархом Тихоном. Однако, в последствии, это проклятье им же было снято ради сохранения православной церкви. С учетом этого позиция матушки Николаи выглядит убедительно.
В нашей беседе я пытался рассмотреть именно этот аспект - взаимоотношение церкви и государства, как они менялись, какой отпечаток накладывали эти процессы на конкретные человеческие судьбы. В полной мере это не удалось. "Когда встреча Сталина с митрополитом Сергием прошла, мало что изменилось (в этом заключался мой вопрос - А.К.). Для меня, ну что могло измениться? Как ходила в церковь, так и хожу. Если не было возможности в церковь ходить, молились по домам" (См. с. 14).
\C.47\
Люди истинно верующие при любой власти, при любом режиме стремились сохранить свой прежний уклад жизни, конечно, преодолевая на своём пути большие или меньшие трудности. Весьма примечательными в этой связи выглядят эпизоды: отмены Закона Божия в школах, и, как следствие, проблемы с получением образования (См. с. 5); закрытия Ново-Тихвинского женского монастыря и вынужденное существование монашеской общины на дому, на полулегальном положении (См. с. 7); эпизоды допросов игуменьи Магдалины и самой матушки Николаи (См. с. 9, 10-12); новая волна закрытия монастырей в период правления Н.С.Хрущева (См. с. 15). Последнее событие воспринималось, пожалуй, даже более остро, чем первая волна гонений на церковь в годы революции и гражданской войны. Интересен и нов для восприятия эпизод с открытием монастырей на оккупированной фашистами территории (См. с. 15). Эти факты не нашли должного освещения и соответствующего комментария в современной исторической литературе.
Беседы с матушкой Николаей, помимо решения исследовательских задач, получения новой информации, несли с собой и по-человечески теплое и душевное настроение. Трудно было не подпасть под обаяние этого человека, прожившего столь сложную и насыщенную множеством событий жизнь. Цельность этой личности внушала уважение. Избрав свой путь в жизни, пусть и ощущая на себе ответственность и предначертание свыше, матушка Николая, будучи монахиней, прожила большую часть своей жизни в миру. Она занимала, как говорили раньше - "активную жизненную позицию". Её всегда отличала чрезмерная энергия и подвижность: "Да и мама мне говорила: "Ты такая бойкая, не вздумай принимать монашество". Приведём и такую характеристику, после посвящения в послушницы - "Варвара, старая сестра из певчих, и говорит: "Матушка, кого же вы одели? Это же веретёшко"" (См. с. 8).
Рассказывая об истории знакомства своих родителей, она вспоминает и о своей молодости: "Потом когда они помолвились, снова поехали к ней (Аннушке - А.К.). От нас семь километров. Приехали к ней. Она благословила. "Женитесь. А куда же ваши детки пойдут?" Вот до сих пор эти слова у меня на сердце. А я монашка. Были и у меня женихи, ходили сватались. Да не красивая я. Безбровая. Хотя меня никогда некрасивой не считали" (См. с. 4).
Работала, помогала людям и в житейском плане, и в профессиональном. Она получила образование, не умея грамотно писать (См. с. 9). Прятала от ареста монаха Свято-Николаевского мужского монастыря. "У нас был иеромонах Игнатий, схиме Иоанн. (Клевретин) (точнее Кевролетин - А.К.). Он из Верхотурского монастыря. Говорят, он сейчас в храме открытый лежит. Тогда он вышел из тюрьмы, но он уже был на свободе. Ну, жил у нас" (См. с. 10).
Матушка Николая с сестрой Асенефой в годы войны служили медсестрами в санитарном поезде (См. с. 13-14). Работала помощником эпидемиолога в Перми, боролась со вспышками тифа в области (См. с. 14). Благодаря её стараниям до нас дошли фотографии, личные вещи монашенок Ново-Тихвинского женского монастыря.
\C.48\
Ныне эти вещи переданы в воссозданный монастырь. Сохранность этих редких материалов матушка Николая объясняла следующим образом: "Тех кто боялся, арестовывали. Все говорили: "Гале несдобровать, Гале несдобровать", - а меня допрашивать допрашивали, но не арестовывали. Поэтому-то и фотографий ни у кого почти не осталось. Прятали, сжигали или вот еще - клеили за обои. У тех, кого арестовывали, всё забирали. У меня и сохранилось лишь потому, что не арестовывали меня" (См. с. 12).
Матушка Николая скончалась 18 января 1997 года. Её отпевали в соборе Александра Невского, где расположена община Ново-Тихвинского женского монастыря. На похоронах о ней вспоминали с благодарностью, и не столько ради соблюдения традиции, но, главным образом, потому, что ушел из жизни действительно очень хороший человек.
Данный источник, по нашему мнению, весьма содержателен и может быть использован при освещении проблем существования Русской православной церкви в советский период, поскольку он дополняет наши представления о положении верующих в эти годы. Данный источник, несомненно, необходимо ввести в научный оборот еще и потому, что он позволяет обратиться к региональной проблематике, к истории нашей малой родины, к судьбам наших земляков.


1. Устная история "Verba volant...?" Программа курса. Составитель канд. ист. наук, ст. Преп. Д.Н. Хубова. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. - С.3.
2. Испрашивал у Бога силы. Православная церковь на Урале в годы войны // Екатеринбургская неделя. 1995. № 17 (66). С. 10.
3. Государственный архив Пермской области. Ф. 1132. Оп. 1. Д. 1 "а". Л.24-25.

 

Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912-1997 гг.)

 

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz