Манькова И. Л.

Настоятели Верхотурского Николаевского монастыря XVII — первой четверти XVIII в.

// Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. 26–28 мая 1998 г. Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1998. – С.289–293.


В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\.

© Манькова И. Л., 1998.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Манькова И. Л. Настоятели Верхотурского Николаевского монастыря XVII — первой четверти XVIII в. // Культурное наследие российской провинции: история и современность. К 400-летию г. Верхотурья. Екатеринбург, 1998. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\С.289\

Списки иерархов Верхотурского Николаевского монастыря, приведенные в трудах П. М. Строева и В. С. Баранова, страдают неточностями и пропусками за период XVII — начало XVIII в. [1]. В распоряжении историков были в основном отрывочные опубликованные сведения. Трудности выявления имен всех настоятелей и хронологии их управления Верхотурской обителью связаны с тем, что не сохранился монастырский архив за данный период, и поэтому приходится восстанавливать картину по самым разным документам, так или иначе связанным с монастырем. Предлагаемый материал не претендует на полную завершенность и наверняка будет пополняться по мере обнаружения новых источников.

Приведенные данные базируются на документах, выявленных нами в фондах Сибирского приказа и Верхотурской приказной избы (РГАДА, Москва), а также использованы окладные книги Верхотурья, в которых отмечалось получение государева жалованья монастырской братией (Тобольский областной краеведческий музей).

Черный поп Иона Пошехонец, основатель монастыря (1604 г.). Государевой грамотой от 18 марта 1605 г. ему было назначено ежегодное жалованье и дано указание «прибрать» в монастырь дьячка, \С.290\ также с определением денежного содержания. Вместо хлебной руги верхотурским властям предписывалось «устроить [монастырь] пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, как им мочно прокормиться». Вместе с этой грамотой Иона привез из Москвы необходимые для богослужения книги и утварь.

Кроме сюжета об основании Верхотурского Николаевского монастыря, об Ионе ничего не известно. А. А. Савич приводит сведения, что в начале 90-х гг. XVI в. около Осинской слободы (Приуралье) некий черный поп Иона Прокофьевых Пошехонец основал Преображенский монастырь. Возможно, так начинал свой иноческий подвиг будущий основатель Верхотурской обители [2].

Игумен Герасим упоминается в 1615 г. Царской грамотой от 9 марта 1615 г. верхотурскому воеводе Б. Зюзину предписывалось составить опись церковной утвари в Верхотурском монастыре для передачи «новоопределенному» игумену Герасиму [3].

Игумен Герман, постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, поставлен в 1621 г. митрополитом Сибирским и Тобольским Киприяном в связи с мероприятиями по созданию Сибирской епархии. В грамоте царя Михаила Федоровича верхотурским воеводам от 28 июля 1621 г. говорится «о бытии в старом Никольском монастыре игумену Герману по прежнему» [4].

Игумен Авраамий. От его имени в 1622 г. была подана в Москву челобитная с просьбой разрешить делать вклады в монастырь верхотурским жителям, в то время как воеводы этому препятствовали. Царской грамотой от 2 ноября 1622 г. эта просьба была удовлетворена, но отменялась хлебная руга (восстановлена только в 1651 г.). Как настоятель Авраамий упоминается в писцовой книге М. Тюхина 1624 г. и окладных верхотурских книгах 1629/30 и 1630/31 гг. [5]

Игумен Вениамин. В октябре 1627 г. от его имени была подана в Москву челобитная о притеснениях старцев местной администрацией [6].

Игумен Игнатий получал государеву денежную ругу в 1636/7 г. и 1637/38 гг. Но в 1637/38 г. на время заменялся присланным из Тобольска Ионой. В 1638/39 г. управление монастырем было поручено черному попу Андреяну. Но в 1640/41 г. на игуменство вновь был возвращен Игнатий. В августе 1642 г. он, в должности игумена, сопровождал в Москву тело княгини Мещерской, матери верхотурского воеводы князя Микифора Мещерского [7].

Черный поп Андреян в качестве настоятеля монастыря упоминается в окладных книгах в 1638/39, 1645/46, 1646/47, 1650/51, 1651/52 гг. Но в последнем году он получил лишь хлебное жалованье, так как не дослужил до конца года. А денежный оклад получил назначенный на его место черный поп Питирим [8].

\С.291\

Черный поп Питирим был поставлен настоятелем монастыря в 1651/52 г., на следующий год переведен в игумены. Но занимал эту должность недолго. В конце 1654/55 г. его заменил строитель Сильвестр [9].

Черный поп, а затем игумен Сергий упоминается в окладных книгах 1662/63 г. В 1663 г. Сергий договорился о передаче монастырю заброшенной деревни пашенного крестьянина Я. Стадухина на р. Тагиле, позже ставшей составной частью монастырской дер. Лошкиной. В переписной книге И. Коптева 1679 г. среди жителей этой деревни отмечен вкладчик Иван Сергиев Игумнов — сын игумена Сергия [10].

Игумен Василий поставлен в 1666 г., а в 1669 г. переведен в Тобольск [11].

Архимандрит Варлаам назначен в 1669 г. Первый архимандрит много сделал для укрепления монастыря. При нем значительно расширились монастырские земельные владения, была построена новая Пышминская заимка, увеличилось количество монастырских крестьян. Последнее упоминание о нем в документах относится к декабрю 1680 г. [12].

Архимандрит Игнатий (Жилин). Самый ранний документ с его именем — это челобитная 1685 г. Монастырская братия жаловалась на новокрещена Внифантия Алексеева, взявшего в обители в долг 50 руб. под заклад своей вотчины еще в 1669 г. Должник деньги не вернул и уходить с вотчины отказывался. Судебное разбирательство 1685 г. закончилось в пользу монастыря. Согласно окладным книгам, Игнатий получал архимандричье жалование в 1688/89 и 1689/90 гг. После оставления должности настоятеля Игнатий продолжал жить в монастыре. Об этом свидетельствуют записи на сохранившихся книгах из его келейной библиотеки. На Требнике (М.: Печатный двор, 1689) владельческая запись была сделана по поручению Игнатия старцем Савином в 1695 г. Книга Синопсис (Киев: тип. Лавры, 1680 или 1699) была подписана в первой половине XVIII в. черным попом Гедеоном «по его Игнатия архимандрита велению» [13].

Архимандрит Киприан упоминается П. М. Строевым и В. С. Барановым в 1691 г.

Архимандрит Александр отмечен В. С. Барановым в 1693–1695 гг. Сохранилось известие о том, что ему в феврале 1694 г. поручалось верхотурской воеводской администрацией организовать монастырских крестьян и бобылей для поставки на городовое строительство леса. Но крестьяне «учинились» архимандриту не послушны. В 1695/56—1698/89 гг. он еще получал государеву ругу. Но согласно указу Петра I 1698 г., государственное содержание Верхотурскому \С.292\ Николаевскому монастырю было отменено и началась скрупулезная проверка всех монастырских доходов. Выполняя царский указ, Александр подал в Верхотурскую приказную избу приходо-расходные книги за предыдущие 5 лет. С этого же времени в течение 3 лет составлялись ежегодные переписи братии и населения монастырской вотчины. В качестве архимандрита Александр упоминается последний раз в 1700 г. При нем состоялись первые освидетельствования мощей св. Симеона в дер. Меркушино [14].

Архимандрит Тихон отмечен в списках монастырской братии в 1701 и 1702 гг. Не исключено, что он был отстранен от должности в связи с результатами розыска Г. Загурского в вотчине Верхотурского монастыря в 1702 г. В результате этой проверки было выявлено 34 утаенных крестьянских двора помимо 24, значившихся в описях, которые были посланы монахами в Сибирский приказ. Были утаены половина крестьянской пашни и получаемого оброка [15].

Архимандрит Израиль упоминается в документах 1704 г. в связи с важнейшим для монастыря событием — переносом в обитель мощей св. Симеона [16].

Архимандрит Герасим управлял монастырем в 1714 г. Он ходатайствовал о сумме в 1000 руб. на достройку каменной Николаевской церкви с приделом [17].

Архимандрит Сильвестр в 1716 г. получил распоряжение «из новокрещенных набирать ребят и их учить грамоте», а наиболее способных к учению отправлять в Тобольский архиерейский дом. Он управлял монастырем во время составления переписи 1720 г. Согласно данным П. М. Строева и В. С. Баранова, Сильвестр был настоятелем монастыря и в 1728 г. Он снискал себе славу ревностного проповедника Евангелия среди вогулов [18].


1. Баранов В. С. Летопись Верхотурского Николаевского монастыря. Нижний Новгород, 1912. С. 265-266; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Ст. 948.

2. Баранов В. С. Указ. соч. С. 9-10; Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. II. М.; Л., 1941 С. 182-183. В последней книге грамота от 18 марта 1605 г. ошибочно датирована 1604 г.; Савич А. А. Из истории монастырской колонизации и хозяйства на Урале XVI—XVII вв. // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1928. Вып. IV. С. 170.

3. Актовые источники по истории XVI—XVIII вв. в фондах Г. Ф. Миллера. Описи копийных книг. Т. 1. Новосибирск, 1993. С. 25.

4. Акты исторические. Т.III. СПб., 1841. С. 140-143.

5. Миллер Г. Ф. Указ. соч. С. 288; РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. № 5. Л. 188 об.; ТОКМ. Кн. 12817. Л. 2; Кн. 12862. Л. 186.

6. Акты исторические. Т. III. С. 240.

7. ТОКМ. Кн. 12601. Л. 3; Кн. 12606. Л. 3; Кн. 12609. Л. 3-3 об.; Акты исторические Т. III. С. 380.

8. ТОКМ. Кн. 12615. Л. 3; Кн. 12617. Л. 3; Кн. 12626. Л. 3 об.-4: Кн. 12629. Л. 3 об. Кн. 12670. Л. 2; Кн. 12700. Л. 4; Кн. 12710. Л. 3.

\С.293\

9. Там же. Кн. 12630. Л. 2–2 о6.; Кн. 12790. Л. 3 об.

10. Там же. Кн. 12548. Л. 3 об.; Калачов Н. В. Акты, относящиеся до юридического быта древней России. Т. 2. СПб., 1864. № 179. Ст. 568-569; РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 487. Л. 151 об.

11. РГАДА. Ф. 1111. Оп. 1. №137. Л. 71; Оп. 2. № 165. Л. 86.

12. ТОКМ. Кн. 12584. Л. 14 об.; Кн. 12599. Л. 1 об.; Кн. 12641. Л.2; Кн. 12701. Л. 1 об.; Кн. 12830. Л. 1 об.; РГАДА. Ф. 1111. Оп. 1. № 40. Л. 121; Оп. 2. № 165. Л. 85-86; № 289. Л. 28а-30; Ф. 214. Оп. 1. Кн. 487. Л. 124.

13. ТОКМ. Кн. 12834. Л. 2; Кн. 12846. Л. 2; РГАДА. Ф. 1111. Оп. 1. № 50; От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки Российской провинции XVI–XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 74-89.

14. ТОКМ. Кн. 12560. Л. 7 об.; РГАДА. Ф. 1111. Оп. 2. № 20. Л. 102, 103: № 542. Л. 101, 103; Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1235. Баранов В. С. Указ. соч. С. 69-70.

15. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 835. Л. 88, 184; Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVIII в. М., 1972. С. 75.

16. Баранов В. С. Указ. соч. С. 80.

17. Там же. С. 265.

18. РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1508; Зауральский Верхотурский Николаевский монастырь как родоначальник просвещения в Зауральском крае // Екатеринбургские епархиальные ведомости. Неофиц. отдел. 1913. № 32. С. 752-761; Баранов В. С. Указ. соч. С. 265.

 

Список сокращений:

РГАДА – Российский государственный архив древних актов

ТОКМ – Тобольский областной краеведческий музей

Авторский | Региональный | Хронологический |
Структурно-конфессиональный
| По направлениям деятельности

Hosted by uCoz