Нечаева М. Ю.

Генеральный Регламент и система церковного управления в России

(несколько слов о значении данного документа для изучения христианской жизни)


© Нечаева М. Ю., 2000.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:

Нечаева М. Ю. Генеральный Регламент и система церковного управления в России (несколько слов о значении данного документа для изучения христианской жизни). Екатеринбург, 2000. (http://atlasch.narod.ru/)


 

Рубрику сайта, посвященную историческим источникам, мы открываем публикацией Генерального Регламента. Для целей данного проекта, направленного на изучение христианской жизни по материалам массовых источников, данный нормативный акт имеет принципиальное значение.

Изданный в 1720 г. Генеральный Регламент оставался действительной законодательной нормой вплоть до 1917 г. Созданный для внутренней организации деятельности и делопроизводства центральных государственных учреждений России – коллегий и подчиненных им канцелярий и контор, – он стал основой организации всех присутственных мест, как центральных, так и местных, способствуя унификации и централизации системы государственного управления в стране.

Православная церковь, в силу исторических причин тесно связанная с государственным аппаратом, также испытала существенное влияние этого законодательного акта. Распространение норм Генерального Регламента в системе церковного управления требует отдельного фундаментального исследования, пока же следует наметить основные черты его влияния:

1. С момента издания Регламента церковные учреждения всех уровней обязаны были исполнять его нормы, связанные со сроками отчетности по присылаемым из вышестоящих инстанций предписаниям. Генеральный Регламент был разослан по всем церковным учреждениям страны (по крайней мере, центрального, епархиального, внутриепархиального уровней, монастырям; исключение, возможно, составляли приходские церкви) «для ведома» и отныне при обращении в государственные присутственные места церковные структуры должны были учитывать устанавливаемые Регламентом порядки.

2. Тесная взаимосвязь церковных структур с государственными административными органами приводила к унификации системы делопроизводства между ними, и основу такой унификации составляли нормы Генерального Регламента. Ее динамика для различных звеньев церковной организации требует отдельного изучения. Процесс унификации породил единообразную систему делопроизводства – основу компаративного изучения многих элементов христианской жизни в России. В этом плане особый интерес представляют статьи Генерального Регламента, посвященные регистратуре, организации архивов.

3. Генеральный Регламент прописывал правила деятельности коллегиальных учреждений, а поскольку коллегиальные начала на протяжении XVIII – начала ХХ вв. активно проникали в церковную организацию, Регламент становился основой деятельности церковно-коллегиальных учреждений. К сожалению, практическая деятельность звеньев церковного аппарата, создаваемых на коллегиальных началах (например, консисторий), до сих пор не изучена, как не изученным остается и влияние норм Генерального Регламента на Устав духовных консисторий. Хотелось бы особо привлечь внимание к необходимости разработки данной темы на материалах различных епархий России

Особое значение имеет Генеральный Регламент для исследования христианской жизни в России в русле программы сбора материала для создания исторического атласа христианства. Согласно ключевому понятию данной программы, христианская жизнь – «это вся духовная жизнь христианина, составляющая сферу юрисдикции религиозной организации: система религиозных воззрений и степень приверженности им, общественные нравы и культовая практика». При изучении сферы юрисдикции религиозной организации нормативные документы, регулирующие порядок деятельности различных ее звеньев, приобретают первостепенную важность.

О публикациях Генерального Регламента

При издании большинства исторических документов предпочтение отдается оригиналу, подписанному авторами документа. В этом плане Генеральный Регламент достаточно своеобразен.

Как нормативный документ, он рассылался на места в печатном виде, входил в различные сборники законодательства, и именно печатные копии становились законодательной базой деятельности бюрократии всех уровней. Все издания старались передать текст документа как можно ближе к оригиналу, сохраняли стилистику текста, но как правило вносили некоторые корректировки орфографического порядка, не искажающие смысловую основу.

Наиболее принятой в научной среде является ссылка на издание Генерального Регламента в «Полном собрании законов Российской империи. Собрание 1» (СПб., 1830. Т. V. № 3534). В 1997 г. авторитетным коллективом ученых – юристов и историков была подготовлена новая публикация документа (Законодательство Петра I. М.: Юридическая литература. 1997. С. 99—124). В ее основу положен текст первого издания Генерального Регламента 1720 г., подготовленный с учетом современных правил публикации исторических документов. И хотя некоторые аспекты этой публикации (например, явно осовремененная передача императорской титулатуры, названий учреждений и т. п.) достаточно непривычны для историка, специализирующегося на XVIII в. (разумею в виду себя), предпочтение было отдано ей. Из варианта документа, опубликованного в ПСЗ-I, взят текст «Толкования иностранных речей, которыя в сем Регламенте», присутствовавший в ряде изданий документа.

Учитывая наличие нескольких равно приемлемых публикаций Генерального Регламента представляется целесообразным при ссылках на него указывать название документа и номер главы, поэтому разбивка на страницы не приводится.

 

Загрузить Генеральный Регламент

В Источники

Hosted by uCoz