Нечаева М. Ю.

Программа сбора материала для создания исторического атласа христианства в России


© Нечаева М. Ю., 2000.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную электронную публикацию указывать:

Нечаева М. Ю. Программа сбора материала для создания исторического атласа христианства в России. Екатеринбург, 2000. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\C.1\

Картографирование исторических данных – дело не новое. Исторические атласы давно стали привычным учебным пособием в школах и институтах.

Атласы религий существуют как правило в двух вариантах: либо они представляют собой изображение вероисповедной принадлежности большинства населения той или иной страны (тогда территорию страны закрашивают в условных цвет религии большинства, причем количество неверующих в расчет не берется), либо изображают более детальную картину распространения одной конфессии, вычленяя регионы ее слабого, среднего и широкого распространения. Практикуется также картографирование пространственного размещения некоторых религиозных организаций – монастырей, приходов, миссий и т. д.

Однако в рамках данного проекта хотелось бы под «историческим атласом христианства» понимать работы иного рода – проведение исследований по единой программе, учитывающей не только количественные показатели распространения христианства, но и всю палитру качественных критериев усвоения христианских норм российским обществом. Составление карт, изображающих зримые ориентиры распространения христианства, станет лишь одним из результатов этого проекта.

Принципиальное значение при разработке программы имеет определение ключевого понятия, которое могло бы характеризовать степень и формы влияния христианства на общество на протяжении более чем 1000-летней российской истории.

В традициях светской науки – рассмотрение «роли» христианской церкви в различных сферах общественной жизни: экономике, политике, культуре, решении социальных вопросов, в колонизационных процессах и т. д. Церковная историография как правило ориентирована на рассмотрение «духовности», т. е. следования церкви религиозному идеалу, вех продвижения к Царству Небесному. Особое значение в церковной историографии имеют биографии христианских подвижников и святых, история церкви в эпохи гонений, дававшая примеры истинного благочестия и преданности религиозным идеалам. Конечно, это разделение достаточно условно, но его следует учитывать.

\C.2\

На мой взгляд, ключевое понятие, в равной степени приемлемое для светской и церковной историографии и характеризующее степень христианизации общества, можно почерпнуть из исследований французского социолога и историка религии Габриеля Ле Бра – не только профессионального ученого, но и представителя католического духовенства (см. аналитический обзор работ Г. Ле Бра). Его внимание было направлено на изучение «христианской жизни», понимаемой как вся духовная жизнь христианина, составляющая сферу священнической юрисдикции: «прямота веры» (т. е. система религиозных воззрений, мера их ортодоксальности и степень приверженности к религии), общественные нравы и культовая практика [1]. Это понятие выражает основное назначение христианской церкви, хорошо согласуется с целым рядом активно разрабатываемых исторических тем в рамках цивилизационного подхода (история повседневности, менталитет, организационные структуры и т. д.), отражает «роль» христианской церкви в общественной жизни, оставляет простор для исследований «духовности» в самом широком смысле. Понятие «христианской жизни» вполне адаптировано к специфике исторического познания. Однако оно требует некоторой доработки.

Во-первых, понятие христианской жизни должно включать все формы духовной жизни христиан. Такие формы можно свести с трем основным: духовная жизнь верующих-мирян, белого духовенства и монашествующих. Духовная жизнь мирян составляет сферу юрисдикции священнослужителей. Духовная жизнь самих священнослужителей определяется особыми нормами канонического и церковного права, подлежит контролю и отеческому надзору центральных и епархиальных властей, привлекает особое внимание общества. Специфичную форму христианской жизни представляет собой монашество, живущее по особым уставам. Разумеется, следует учитывать, что не во всех христианских конфессиях присутствуют все три формы христианской жизни, и одна и та же форма в различных конфессиях имеет существенные различия. Это тоже требует детального изучения и сравнения. Еще одно сложное и противоречивое явление – сектантство и еретичество христианского толка (уважая чувства представителей данных религиозных направлений, будем пользоваться более нейтральным понятием – нетрадиционная христианская деноминация, сразу оговорившись, что оно не имеет ничего общего с принятым в современном российском законодательстве разделением на «традиционные» и «нетрадиционные» религии). Такие деноминации зачастую представляют собой весьма своеобразную форму религиозной жизни.

Итак, с учетом вышесказанного, можно предложить следующее определение христианской жизни: это вся духовная жизнь христианина, составляющая сферу юрисдикции религиозной организации: система религиозных воззрений и степень приверженности им, общественные нравы и культовая практика. Основным предметом изучения в рамках данного проекта является историческая динамика развития христианской жизни в России и факторы, влияющие на нее.

Представляется вполне логичным сформулировать программу, направленную на выявление сопоставимого эмпирического материала, поскольку он может быть обобщен в различных концептуальных измерениях.

\C.3\

Ниже приводится авторский вариант такой программы:

I. Уровень межконфессиональных отношений

– динамика, формы проведения и результаты миссионерской деятельности по отношению к представителям иных христианских конфессий и по отношению к представителям нехристианских религий – каждой в отдельности;

– взаимовлияние аналогичных форм христианской жизни в различных конфессиях,

– государственный статус христианских и нехристианских религий.

II. Уровень внутриконфессиональных отношений – по каждой конфессии отдельно (православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм, униатство, другие христианские течения):

1. Формы христианской жизни (духовная жизнь мирян, белого духовенства, монашества, нетрадиционных деноминаций) и их взаимоотношения.

2. По каждой форме и конфессии в целом – основные составляющие христианской жизни:

а) Распространение религиозной организации, взаимодействие ее элементов, правовой статус, взаимодействие с государственными структурами.

б) Распространение христианских воззрений, формы и степень следования им в общественной жизни.

в) Распространение культовой практики.

Конфессия в целом:

а) Религиозная организация конфессии на общегосударственном и региональном уровнях, функции и правовой статус каждого звена религиозной организации, практика церковного управления (формы взаимодействия звеньев религиозной организации). Коллегиальные, демократические и единоначальные основы в организации церковной жизни, их каноническая, правовая и историческая база. Церковные соборы. Взаимоотношения с государственными структурами.

б) Основные религиозные искания эпохи, идеологи церкви. Религиозный менталитет эпохи; «народное» и «ученое» христианство, их соотношение; двоеверие. Общественные нравы. Религиозные братства: статус, состав и деятельность. Благотворительные организации: религиозные и нерелигиозные, их соотношение, направления деятельности, состав.

в) Формы и степень регуляции культовой практики со стороны центральных и местных светских и церковных властей; предписываемая регулярность участия христиан в различных культовых актах; языческое влияние в христианской культовой практике; церковное искусство.

\C.4\

Мирская христианская жизнь:

а) Количество, географическое размещение, размеры и состав приходов; строительство и размещение церквей, часовен, молельных домов, крестов; организация приходской жизни. Соотношение централизованного управления и самоорганизации церковного прихода (религиозной общины).

б) Степень профессиональной подготовки приходского клира, уровень религиозной грамотности прихожан, «народное христианство» и двоеверие. Приходские нравы. Участие прихожан и приходского клира в деятельности религиозных братств и благотворительных организаций.

в) Регулярность участия прихожан в различных культовых актах; крестные ходы, паломничества, местночтимые иконы, святые места; народные традиции христианских праздников.

Христианская жизнь белого духовенства:

а) Система подготовки, определения на приход, материального обеспечения приходского духовенства и их семей; правовой статус и функции приходского клира; система контроля со стороны церковных и светских властей за деятельностью приходского клира.

б) Профессиональные качества приходского духовенства; менталитет и образ жизни; взаимоотношения с прихожанами и внутри клира. Участие приходского клира в деятельности религиозных братств и благотворительных организаций.

в) Регулярность исповеди и причастия приходского клира и членов их семей; паломничества белого духовенства и членов их семей; отношение к народным традициям церковных праздников.

Христианская жизнь монашества:

а) Динамика и география размещения монастырей, монастырские уставы, организация монашества в целом (ордена в католицизме, система преемственности уставов и приписки монастырей в православии, взаимосвязь скитов в старообрядчестве), правовой статус монастырей в России, вехи развития монастырей (церковная богадельня, монашеская община, монастырь); основные типы монастырей. Монашеские съезды. Монашество: социальное происхождение и его влияние на статус в монастыре, сроки и практика послушничества, условия принятия пострига. Внутренняя организация монашеской жизни.

б) Идеология и идеологи монашеской жизни. Старчество. Монастырские нравы. Грамотность монастырской братии, монастырские библиотеки и иконописные мастерские. Система монастырских послушаний: богослужебные, вотчинные, ремесленно-рукодельные, миссионерские, катехизаторские и т. д. Монастырская благотворительность и участие братии в деятельности религиозных братств.

в) Богослужение в монастырях. Монастырские святыни. Паломничества в монастыри и паломничества монастырской братии.

\C.5\

Христианская жизнь в нетрадиционных христианских деноминациях:

а) Организация деноминации (внутренняя организация религиозной общины, взаимосвязь аналогичных религиозных общин). География размещения, количественный и социальный состав деноминации. Организационные отношения с традиционными христианскими конфессиями и другими нетрадиционными деноминациями (от возможности участия в культовой практике иной религиозной конфессии до взаимной анафемы). Внутреннее состояние основной христианской конфессии, от которой отпочковалась данная деноминация, на момент такого разделения.

б) Идеология нетрадиционной христианской деноминации, пункты взаимного идеологического неприятия данного религиозного течения с основными христианскими конфессиями. Культурный уровень и образ жизни сторонников и идеологов данного религиозного течения.

в) Богослужение, религиозные святыни.

3. По каждой форме и конфессии в целом – основные факторы, определяющие динамику христианизации:

а) исторический контекст (динамика заселения и колонизации территории России, демографическая ситуация, уровень экономического развития, социальная структура общества, политическая организация, культура) [2];

б) агенты христианизации (роль различных социальных институтов, личностный фактор);

в) методы христианизации (роль экономического благосостояния церковных организаций, наличие у церковной организации мирской власти, использование насильственных средств благодаря союзу с государственными структурами, цивилизационный аспект – степень монополии религиозной идеологии, религиозная составляющая культуры; степень активности миссионерско-катехизаторской деятельности, благотворительности).

4. По каждой форме и конфессии в целом – сквозные показатели христианизации, т. е. степени влияния христианства на все сферы общественной жизни:

а) распространение церковной организации и различных ее звеньев, численность верующих и неверующих, представителей различных конфессий в России в целом и отдельных регионах,

б) правовой статус религии и церкви в государстве,

в) «прямота веры» (система религиозных воззрений, мера их ортодоксальности и степень приверженности к религии) и степень секуляризации общественного сознания,

г) общественная мораль и общественная благотворительность,

д) статистика участия в различных культовых актах,

е) религиозная составляющая художественной культуры.

III. Все эти характеристики христианской жизни и определяющих ее факторов следует изучать в исторической динамике, в географическом и социальном плане.

\C.6\

Ряд пунктов данной программы пересекаются. Это объективная ситуация, поскольку различные формы христианской жизни тесно взаимодействуют между собой. Особенно часто перекликаются две ее формы: христианская жизнь мирян и белого духовенства, поэтому иногда их целесообразнее изучать вместе.

Данную программу следует расценивать как предварительную. Я надеюсь провести ее обсуждение на данном сайте – Интернет позволяет сделать такое обсуждение достаточно динамичным.

Определившись с понятийным аппаратом проекта создания исторического атласа христианства в России, следует сделать и следующий шаг по его реализации, а именно выявить сквозные информационные потоки для изучения основных блоков программы и разработать прикладные методики работы с определенными типами массовых источников. Эта тема интересна и сама по себе: речь идет об объективных границах познания процесса христианизации, обусловленных спецификой отражения исторических реалий в исторических источниках.

Пилотажное сопоставление основных исторических источников, на основе которых можно проводить фронтальные и компаративные исследования христианской жизни в рамках католической церкви во Франции, описанных Габриелем Ле Бра и другими историками, и основных типов источников, известных по истории православной церкви в России, уже наталкивает на размышления. Наиболее ценные с точки зрения Габриеля Ле Бра источники – вопросники епископов и отчеты по ним кюре, а также протоколы епископских и пасторских визитаций, массово сохранившиеся во Франции с XVII в., в русском православии получают определенные аналоги только к XIX в., когда утвердилась практика составления регулярных отчетов по епархиям и благочиниям, а также стали реальностью периодические объезды епископами и викариями подведомственных территорий, с составлением своеобразных «дневников». Весьма проблематична достоверность статистики участия прихожан в культовых актах православной церкви в России, особенно со времен раскола [3].

Система церковной документации широкого профиля в России складывается со времен Петра I, и при ее изучении следует уделить большое внимание двум нормативным документам – Генеральному Регламенту 1720 г., определившему основные нормы делопроизводства всех государственных учреждений России, распространявшиеся и на учреждения церковного (православного) ведомства, а также Духовному Регламенту 1721 г. и Прибавлениям о монашествующих (1722 г.). Эти основополагающие документы я намерена разместить на данном сайте. Отдельного изучения требуют также Уставы духовных консисторий и другие нормативные акты.

Система документации церковных учреждений в России до XVIII в. носит более фрагментарный характер. Проблема информационных возможностей этого корпуса источников для анализа форм христианской жизни нуждается в специальном анализе. Предметом особых исследований должны стать и уникальные исторические источники – русские летописи, дневники церковных деятелей и мирян и т.д.

\C.7\

Отводя особое значение анализу массовых исторических источников и разработке прикладных методик их использования, я намерена размещать такие материалы в разделе электронной библиотеки «Методика». Публикации и исследования уникальных источников можно найти в разделе «Работы современных авторов».

Следующим логическим шагом по реализации проекта должен стать анализ сохранности массива источников по истории христианства в России по отдельным регионам страны и разработка прикладных методик оценки такой сохранности. Поскольку подобные материалы имеют четкую географическую и структурно-организационную увязку, их целесообразно привести в разделе «Работы современных авторов».

И, наконец, об организационных формах изучения христианской жизни в России. В свое время Габриель Ле Бра предлагал для проведения фронтальных исследований католицизма во Франции организовать сеть церковных библиотек по отдельным епархиям, где должны были группироваться исторические, социологические, культуроведческие публикации по истории церкви (см. аналитический обзор работ Г. Ле Бра, С.3). С развитием Интернета появилась возможность открытия виртуальной библиотеки по истории церкви, где можно собирать публикации по данной тематике, относящиеся ко всем регионам России. В отличие от традиционных библиотек, такая виртуальная библиотека более доступна. Ее я и пытаюсь создать.

Как в каждой библиотеке, в ней есть каталоги. Их несколько, чтобы каждый читатель мог найти интересующую его информацию самым оптимальным способом – по автору, хронологическому периоду, региону. Исследователям, занимающимся изучением той или иной формы христианской жизни в России, удобнее работать со структурно-конфессиональным каталогом, построенным в соответствии с приведенной выше программой: конфессия в целом (органы центрального управления в рамках Российского государства, региональный уровень – епархиальный и внутриепархиальный), приходы, белое духовенство, монастыри, нетрадиционные деноминации. Исследователям, интересующимся основными элементами христианской жизни, лучше обратиться к каталогу по направлениям деятельности.

Я надеюсь, что виртуальная библиотека найдет не только своих читателей, но и соберет вокруг себя авторов, интересующихся проблемами истории христианизации России. Если это удастся – то впоследствии можно будет проводить на ее основе различные тематические чаты и конференции, и тогда она станет не только хранилищем электронных публикаций, но и своеобразным читательским и научным клубом. Откликнитесь, коллеги, подумаем вместе о перспективах этого проекта!


1. Le Bras G. Études de sociologie religieuse. T.1. Paris, 1955. P.39.

2. Исторический контекст христианизации изучается вне рамок данного проекта, но учет соответствующих исследований обязателен для объективного анализа христианской жизни.

3. По этому вопросу см.: Покровский Н.Н. Организация учета старообрядцев в Сибири в XVIII в. // Русское население Поморья и Сибири. (Период феодализма). М., 1973. С.381–406

Вернуться в Методику

Hosted by uCoz