Прибавление о правилах причта церковнаго и чина монашескаго [1]
Май 1722 года
О пресвитерах, диаконах и прочих причетниках.
Хотя в вышеписанных делах Епископских и обретаются некая правила, как священскаго, так и монашескаго чинаисправлению служащая: но понеже оная недовольная, а Святейший Правительствующий Синод одолжен Именным Его Императорскаго Величества указом, в начале Регламента напечатанным, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой. И того ради, по силе онаго указа, прилагаются зде собственная правила, как причта церковнаго, так и чина монашескаго исправлению служащая, соизволением Его Императорскаго Величества, и согласием Святейшаго Правительствующаго Синода, и подписанием рук всех Членов Синодских утвержденная.
О пресвитерах, диаконах и прочих причетниках.
Довольно священству и диаконом наставления предал Бог Павлом Апостолом. Деянии глава 20. 1. к Тимофею 3. к Титу 1. Ибо аще бы заповеданная от него хранили, не требовала бы церковь вящших правил и уставов. Но понеже церковный причет не мало развращен по времени явился; того ради Святии Отцы многая ко исправлению онаго правила на разных соборах издавали, по усмотренным нуждам времен; и тыя убо вся уставы, в книгах Соборов заключенные, зде прилагать не нужда.
Но понеже собственныя видети есть в причте церковном немощи в нашей Российской церкви; того ради и собственная сверьх прежних исправления, слову Божию согласная, сочинять подобает образом древних отец, дабы тако и Епископи ведали, чего должни суть наблюдать в причте своем, и причетники знали бы прямый путь звания своего, и великое сие правительство, Святейший Синод, лучше бы возмог действовавать во общем надсмотрении чина церковнаго.
1. Мнози в священнический чин вдираются не для чего инаго, только для большей свободы и пропитания, а никакого званию своему должнаго искуства не имеют. Того ради не ставить в священники и диаконы ни единаго, который в школе дому Архиерейскаго, (о которой слово было в делах Епископских под числом 10) не наставлен есть. А покамест школы оныя будут, то ставлеником велеть изучить книжицы о вере и законе Христианстем, о должностех всех чинов; и пота онаго не ставить , пока он наизусть не изучит.
2. Приходящий ставленик да имеет в доношении известное от прихожан своих свидетельство, что его знают быть добраго человека, а именно, не пияницу, в домосмотрении своем не лениваго, не клеветника. не сварлива, не любодейца, не бийцу, в воровстве и обманстве не обличеннаго. Сия бо наипаче злодействия препинают дело пастырское, и злообразие наносят чину духовному.
3. В том же доношении да будет именно написанная руга или земля, священнику прихода онаго определенная, за руками прихожан и за рукою ставленика, что он хощет быть доволен руги оныя или земли.
4. Приятаго же ставленика не тот час ставить, но изучил бы прежде помянутыя книжицы, а между тем искушать его, не ханжа ли есть он, и не притворяет ли смирения, что умному человеку нетрудно узнать. Такожде не сказует ли своих о себе, или о ином снов и видений. Ибо от таковых каковаго добра надеятися, разве бабьих басен и вредных в народе плевел, вместо здраваго учения?
5. Пред поставлением во священство, да прокленят ставленик публично в церкви вся именно раскольническия согласия, с присягою, что он, которых в приходе усмотрит тайных раскольников, чрез удаление их от Святыя Евхаристии, или чрез иныя приметы, не будет укрывать молчанием, но подаст об них ведение на письме Епископу своему. При вышеописанной присяге должен и в верности Государю своему присягу чинить, и объявлять всякую противность; также которыя правилами велено объявлять дела, кто хотя и при исповеди скажет, ноне раскаевается, и намерения своего не отлагает, как ниже сего под числом 11. ясно показано.
6. По поставлении на священство, обучаяся чрез некое время церковным служениям в дому Архиерейском, в тож время да перепишет себе сия зде написанная священником правила, ежели не может иметь печатнаго Регламента; также и вышеписанная от Регламента правила общих дел, и третия вышеписанная ж правила мирским лицам, чтоб впредь не извинялся невежеством должностей своих, и пред отпуском своим да роспишется в приказе Архиерейском, что он взял с собою помянутыя правила, и по оным исправляться будет, под штрафом по разсуждению Архиерейскому; а во время посещения Архиерейскаго Епархии своея, должен сия правила объявить Архиерею.
7. Должны священницы знать наипаче сия: како на исповеди кающихся, аще кого студенаго и без умиления видят, судом Божиим устрашить. Аще же кого видят сумнящагося, и ко отчаянию преклоненнаго, како таковаго возставить, и укрепить упованием милости и милосердия Божия, како наставить к преломлению греховнаго обычая, како посещать и утешать больнаго, како утверждать и напутствовать словом умирающаго, и како наипаче осужденных и ведомых на смерть подкреплять и милостиею Божиею обнадеживать. Сия суть воистинну нужнейшия священником должности.
Но понеже не надеятися сих от мало ученаго священства; того ради (покамест подаст Бог увидети в России совершенное учение) подобает написать главизны к вышепомянутым нуждам служащия, и тыя б священник, выучив наизусть, говорил или из книжицы прочитовал больному, умирающему, на смерть ведомому и прочее свое всякое подая врачевание.
8. На дух к себе приходящим, да не будет священник тяжестен. Тяжестен же бывает, когда или во время исповеди гордится и суров к кающемуся является, котораго должен всякою кротостию утешать, или в иныя времена просит чего нахально у сынов духовных, или аки со властию домогается. На пример: просит или домогается у властелина, дабы на суде оправдал кого, или оставил бы наказание, хотя бы было то с обидою истцов, или со вредом народа. Гордии таковии бездельники аще явятся, тотчас запретит им власть духовничества.
9. А еще большее злодейство есть, ежели священник открыет в ссоре грехи сына духовнаго; за сие лишен будет священства, да и суду мирскому предан в телесное наказание по разсуждению дела.
10. Но и всячески духовник блюстися должен, ссоритися с духовными своими детьми; ибо что либо на их укорительное изблюет, подумают присутствующии, что он то от исповеди ведает; и тако клевета вероятная, и потому нестерпимая будет. За сие жестокому наказанию тако грешащии духовники повинны.
11. Если кто при исповеди объявит духовному отцу своему некое несделанное, но еще к делу намеренное от него воровство, наипаче же измену или бунт на Государя, или на Государство, или злое умышление на честь или здравие Государево и на фамилию Его Величества. А объявляя толикое намеряемое зло, покажет себе, что не раскаевается, но ставит себе в истинну, и намерения своего не отлагает, и не яко грех исповедует, но паче , дабы тако согласием или молчанием духовника своего, в намерении своем утвердился. Что отсюду познать мочно: если повелит ему духовный отец именем Божиим отстать всеконечне от намерения своего злаго, а он молча и аки бы сомняся, или оправдая себя, в том не пременен явится: то должен духовник, не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять, не есть бо исповедь правильная; аще кто не всех беззаконий своих кается: но и донести вскоре о нем, где надлежит, следуя состоявшемуся Апреля 28 числа нынешняго 1722 года Именному Его Императорскаго Величества указу, каков о таких злодеях печатными листами публикован, по которому и за слова, до высокой Его Императорскаго Величества чести касающияся, и Государству вредительныя, таковых злодеев в самой скорости имая, в определенныя места приводить повелено. Чего ради таковаго, кто злое и нераскаянное свое намерене на исповеди покажет: тотчас, по содержанию онаго Его Императорскаго Величества Именнаго указа, кому надлежит, должен духовник объявить; однакож в том объявлении, важности того на исповеди показаннаго, не открывать; понеже по оному указу, таких злодеев, которые и в вышеозначенных злых словах явятся, нигде кроме Тайной Канцелярии и Преображенскаго приказа распрашивать не повелено; но токмо в том объявлении тайно сказать, что такой то человек, показав тем чин и имя, имеет злю на Государя, или на прочее, что выше сего помянуто, мысль и нераскаянное намерение, от чего великой вред быть хощет, за что без всякаго медления пойман и заарестован быть должен. И понеже по оному Его Императорскаго Величества Именному, указу и доносителей, для надлежащаго таких злодеев обличения, в помянутыя Тайную Канцелярию или Преображенской приказ за поруками, или будет порук не будет, за провожатыми, под честным арестом высылать повелено. Того ради и священнику, объявив оное, и дав по себе поруку, ехать по высылке в указное место неотложно и неотбывательно. И тамо уже, где о таких злодействах следование бывает, все о оном злом намерении слышанное, объявить именно без всякаго прикрывательства и сомнения. Ибо сим объявлением духовник не объявляет совершенной исповеди, и не преступает правил, но еще исполняет учение Господне, тако реченное: аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою, и тем единым, аще тебе послушает, приобрил еси брата твоего, и проч. Аще же не послушает, повеждь церкви.*
И от сего можно разсуждать, что когда уже так о братни согрешении, до единой точию обиды, или до подобнаго той касающемся, в котором кто не кается и пребывает не послушлив, поведать церкви Господь повелевает: то кольми паче о злодейственном на Государя, или на тело церкви умышлении, и о хотящем от того быть вреде, доносить и объявлять должно есть. К тому ж и сие кийждо духовник да памятствует, что всякому Иерею, рукоположивший Архиерей, в данной ему от себя ставленой грамате, по древнему отеческому преданию, завещавает от своего лица тако: исповедавших ему своя совести, вязати и решити грехи разсудно, по правилом и прочая; и по нашему Архиерейскому благословению же и повелению. Вящшия же и неудоборазсудныя вины нам приносити да имать. И аще тако вящшия и неудоборазсудныя вины, с разскаянием уже исповеданныя, до Архиерея духовнику приносить издревле уставися, то кольми паче о нераскаянном намерении и злодейственном на Государя, или на Государство умышлении объявлять надлежит, и сим объявлением не порокуется исповедь. Понеже объявление беззакония намереннаго, котораго исповедающийся отстать не хощет и в грех себе не вменяет, не есть исповедь ниже часть исповеди, но коварное к прельщению совести своей ухищрение на конечную тем злодеем погибель, и духовником их , таковое злодейственное намерение прикрывающим на пагубу, что уже и в самом действе, не точию в прошлых летех, но и в сем году явно показалось. О чем в собственном от Святешаго Синода духовному и священному чину объявлении, каково Маия 17 дня нынешняго 1722 года напечатано, и иметь коемуждо повелено, именно изъяснено, и о надлежащем таких случаев донесении довольно подтверждено.
12. Не токмо намеренное зло, которое в действо произвестися хощет, должны священники объявлять, но и сделанной уже народной соблазн, на пример: ежели кто вымыслив где каким либо образом, или притворно учинив, разгласит ложное чудо, которое от простаго, и малоразсуднаго народа приемлется за истину, и потом такой вымыслитель, тот свой вымысл на исповеди объявит, а раскаяния на то не покажет и опубликовать того (дабы неведущии, той лжи за истинну не принимали) не обещается; а та ложь по неведению за истину приемлемая, к числу истинных чудес приобщаться, и от времени всем в звание и в память утверждаться будет: то духовник должен, где надлежит, без всякаго медления о том объявить, дабы такая лжа была пресечена, и народ, тою лжею прельщенный, неведением не погрешал, и лжи за истину не принимал; понеже таковых ложных чудес употреблением не точию какое либо иное чинится безстрашие, но и заповедь Божия, не приемли имене Господа Бога твоего всуе, дерзостно разоряется. Ибо в тех вымышленных чудесах Божие воспоминается имя, которое теми, яко лжею, не прославляеся, но яко всуе приемлется, а на благочестие происходит от инославных порицание. Чего ради такое законопреступное и благочестию вредительное действо весьма пресецать надлежит; и духовники о таких случаях, как выше сего воспомянуто, объявлять нескрытно и неукоснительно должны суть.
13. Аще кроме оных, так важных причин, впрочем что с раскаянием и намерением удовлетворения исповедуемо бывает, покажется духовнику какий грех неудобь разсуждаемый, то есть как тяжкий, и коего исправления и епитимии требует; да идет духовник к своему Архиерею, и не именуя лица кающагося, грех только предлагать обстоятельно и разсуждения просить должен.
14. Понеже многие в писании неискусные священники держатся за требник, как слепые, отлучая кающихся на многия лета, кажут что написано, а толку не знают, и в таковом неразсудстве, иных и при смерти Причастия не сподобляют, и извиняются тем, что без епитимии не льзя; а епитимию когда уже тому иметь, которому, в болезни сущему, смерть не ждет, того ради предлагается сицевое разсуждение:
Древнии Святии Отцы и Пастырие не так разсуждали о епитимиях, акиби неудобь пременяемых догматах; но переменяли, и переменять оны попускали, имея к тому некия благословныя вины, что зде некиих Святых Отец свидетельствы показуют. Василий Великий в каноне третьем глаголет: “что подобает нам ведати, и что есть закона непременнаго и что есть обычая; в делах же, непременным законом неопределенных, действовать по преданному обычаю”. В сем же слове речь Василию есть о епитимиях, и оные разумеет быть не по некоему непременному закону, но по обычаю, какой где есть, разсуждаемыя и налагаемыя. Тот же учитель в каноне 74 о епитимиях разсуждает тако: “аще же кто, вышеупомянутыми от нас грехами заплетшийся, добре исповеданием исправлен явится; тогда духовный отец, приемший от Божия человеколюбия власть вязати и решити, смотря на чистое исповедающагося покаяние, аще милость покажет ему умалением времени епитимии, не будет достоин порицания”. На которое слово Василиево, такий толк дает Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский. “Сие, рече, разнствие есть между судиями, которые казнь телесную приговором своим налагают, и между Епископами, наказание церковное грешником кающимся определяющими; что судии казни законом установленной не могут ни убавлять, ни прибавлять без воли Царской; Епископи же грехов наших бремя на себе приемлющии, аки слово за нас к Богу воздати хотящии, по разсуждению своему, наказания и умножают и умаляют. Того ради есть власть не точию время наказания сокращати, но и наказания пременяти”.
Святый Григорий Нисский, в четвертом каноне послания своего к Литоиу Епископу, разсуждает: грешника, самопроизвольно грехи свои исповедающаго, и другаго в беззаконии ятаго, и исповедающему произвольно, милостивое наказание приговаривает не так, как ятому и обличенному.
Златоустый Святый, в книзе о священстве, наставляет духовнаго пастыря, дабы разсуждал между кающимися, и не равно всех жестоким наказанием обременял. Слова его сия суть: “не просто по мере грехов наказание налагати подобает, но смотрити произволение согрешивших, да не больше раздерем, когда раздранное сошити хощем; и да не в тяжчайшее падение приведем, когда лежащаго воздвигнути желаем. Ибо немощнии, и необузданнии, и сластем мира сего по большей части вдавшиися человецы, еще и благородием и превосходством хвалитися могущии, не скоро и по малу к исправлению обращающиеся, могут, аще и несовершенно, обаче понеже отчасти от обдержащих себе зол свободитися. Жестоко убо употребляющий пастырь наказание, и малою жестотою отстрашит оных от исправления; ибо душа, студ погубившая, во отчаяние падает, и уже к тому ни тихому наставлению повинуется, ни прещеньми устрашается, ниже благодеянии умягчается, но бывает горшая града онаго, его же обличая Пророк, глаголет: лице прелюбодейцы сотворися тебе, не стыдишися пред всеми. Того ради многое разсуждение пастырь имети должен, и очи безчисленныя, дабы отвсюду разсмотрети возмог души состояние. Якоже бо многии отвергают надежду исправления своего и в отчаяние спасения падают, понеже врачевства жестокаго претерпети не могут; тако и вопреки нецыи, равнаго беззаконию своему наказания не видящии, в презорство и нерадение вдают себе, и злейший, нежели прежде бывают, и вящше к греху устремляются. Подобает убо ничто же неиспытанное оставляти, но вся прилежно разсмотревая, пристойное приходящему лицу подавати врачевство, да несуетное возмнит быти тщание свое. “До зде Златоустый.
И тот же учитель, в слове первом к Феодору отпадшему, кратко о сем, но ясно: “никогда же презирает Бог покаяние, верно и простым сердцем творимое, аще бы кто и в крайняя беззакония достигл, но возвратитися оттуда на путь добродетельный желает, приемлет его и объемлет милостивне. Не времени бо долготою, но обращения истинною покаяние совершается”.
Подобное и весьма Златоустову согласное разсуждение предлагает нам и Собор Святых Отец в Трулле, во сто втором правиле своем; а под тем правилом сия суть слова Валсамона Патриарха: “и в ных Синодех определися по стране Епископу, от благодати Всесвятаго Духа власть приимшу вязати и решити, не всегда внимати законоположенным от канонов, ради епитимии; но строити оная по лицам запрещаемым, сиречь по возрастом их и по залогом и по начинаниям, но убо по качеству греха: и тако подавати коемуждо недугу врачевство приличное. “Такожде той же канон объясняет и Иоанн Зонарь и Алексий Аристен, Греческии учители.
Заключаем сие Василиевым паки словом, который в правиле 84 тако о определяемых епитимиях глаголет: “сия же вся пишет тако. да и посматриваем на плоды покаяния; ниже бо сия долготою времен мерим, но силу покаяния разсуждаем”.
Сия же вся учителей наших сказания довольно научают нас, что не непременные суть о епитимиях каноны, но разсуждению отца духовнаго оставленные, который должен смотрети, кто и каков есть кающийся, и истинно ли кается, и каковую епитимию понести может, и дабы жестокое наказание, вместо врачевства , не обратилося ему во отраву отчаяния. И по таковому всех обстоятельств разсмотрению, может духовный отец и умножати и умаляти время, и количество епитимии, и едину епитимию переменяти на другую. На пример, пост на милостыню, только бы под видом милостыни, себе или кому иному, не прямо скудному, подаяния не потребовал; иногда же, усмотря неудобства епитимии коей либо исполнения, никаковой не налагати епитимии. Кую бо, например, наложити может епитимию воину рядовому, нужному путнику, корабельному служителю, нищему, больному и подобным прочим? Поститися им не возможно, милостыни давати нет из чего. Таковых убо довольно страхом суда Божия обуздав, да не вспять к злодеянию возвратятся, а за грехи исповеданныя, аще истинно каются, предложением Божия благоутробия утвердив их, может духовный отец прощения сподобити, и без епитимии удостоити причастия Таин Святых. Разве бы усмотрел отец духовный, что исповедающийся у его, есть человек так на всякую епитимию готовый, что ни к отчаянию, ниже к лености и небрежению помянутая епитимия, то есть отрешение на некое время Святых Таин причастия, не опровержет его, но и паче к вящшему греховной тяжести и гнева Божия познанию приведет, и к теплейшему покаянию устроить его: и таковому кающемуся может духовный отец на некое время, при иных к исправлению угодных епитимиях, наложить и епитимию отрешения Таин Святых; однакож сие сам собою творити духовник да не дерзает, но у своего Архиерея, предложив ему вся обстоятельно о кающемся, токмо не именуя его, просить разсуждения и благословения. Собственно же и именно оную, в древнем обычае бывшую, эпитимию еже на долгое время лишати причастия Таин Святых, понеже она древле была во врачевство, яко показующая грехов мерзость, и востягающая злыя похоти; ныне же не токмо не страшна многим, но и желаемая ленивым стала; тайным же раскольником и весьма любимая, и притворных грехов исповеданием нарочно поискуема, отселе отставити, и оной к тому не употребляти, помянутых ради вин, и по силе вышеписанных учительских наставлений подобает.
15. Когда приидет священник к больному слушать его исповедания, и сообщить Тайнам Святым; то исповеди его слушать будет наедине, а Тайнам Святым сообщить при людях дому того, також и при своих церковниках. А сие для того, что попы некии окаяннии, утаевая раскольников, притворяют, будто они больнаго сообщают Святым Тайнам наедине, дабы раскольник, таковым Причастия притвором, утаен был. За такое безбожие попу чуждо весьма быть священства, и под мирский суд в телесное наказание подвержену; а раскольника, тако крыющагося, все имение взять на Государя.
16. А кто, подстерег тако злодействующих попа с раскольщиком, донесет: и тому дать в награждение половину, или третию долю взятаго имения раскольникова.
17. Тоеж делать и с попом, который, накуплен от раскольников, приемлет их младенцы будто к крещению, и не крестив, отсылает.
18. Великое суеверие и тщеславие некиих мирских лиц есть, попы в дом звать на пение вечерни, или заутрени и прочая. Если кто невежда сие творит, то не диво, суеверен есть и исправления требует. А если творит сие человек с разумом, то весьма горд есть, ибо он ведает, что всяк Христианин имеет и должен имети дерзновение, как учит Апостол ко Евреям 10, приступать к Богу во извещении веры, и держать исповедание упования неуклонно: верен бо есть обещавый; ведает и то, что священник начальник и служитель есть молитвы общий в дому молитвы, то есть в церкви Божией, наипаче священнодействия безкровныя жертвы и прочих таин, которыя без священника быти не могут. Кая же причина звать священника в дом на пение, которое и без священника быти может. И для чего сие толикое властей и богатых человек от убогой братии разнствие, к которым в дом на пение священницы не приходят, во истинну раздражение се, а не умоление Божие есть. Бывают же по многим дворам попы беглецы, порочнии и от Архиереев своих запрещеннии, самозванцы; и иных же вдовы держат под образом потреб церковных не без подозрения. яково неоднократно явилось в духовных делах: от таковых попов, скрыто живущих по дворам, многая деются беззакония, браки безправильные венчаются и прочая. Того ради сей безчинный обычай весьма оставить, а на преслушников налагать штрафы.
19. Священницы и диаконы и прочия причетницы да не дерзнут идти на пение к местам славимым чудотворным, а не свидетельствованным соборне; но должны доносить Архиереем своим, а народу запрещать под жестоким наказанием. Да не попустит священник в церкви своей литоргисать попу, или Иеромонаху, или служителю Иеродиакону, неимущему свидетельства Архиерейскаго, что он правильный священник есть, или диакон, и что за делом послан, или отпущен за благословением. Також должен во время пения по возможности, а в литургию весьма запрещать, чтоб перестали говорить, и о сем выходя говорить не обинуяся, и не маня никому, какого б сана высокаго ни был.
20. Священник, яко есть врученных себе пастырь, должен наблюдать, не входят ли в дом котораго прихожанина чернцы и учители раскольнические, или и лестцы, пустосвяты; и оных, буде увидит, должен ловить, и в дом Архиерейской отсылать, под штрафом лишения священства и мирскаго наказания.
21. За дело служения своего, на пример: за крещение, венчание, погребение и прочее, не делали бы Иереи торгу, но довольни бы были подаваемым доброхотно награждением. Сие наипаче наблюдать в сорокоустах, за которые великия цены попы домогаются , хотя бы их и не прошено о том, но и сами они часто сорокоустов служить не думают, а насильно платы, будто пошлины, за смерть истязуют. Сие едино зло, аще который Епископ укрощать пренебрежет, довольную подаст причину звать себе на суд в Святейший Правительствующий Синод.
22. А понеже намерение есть Его Императорскаго Величества так церкви распорядить, чтоб довольное ко всякой число прихожан было приписано, и определить, что всякой приходской человек должен в год причту своея церкве, так чтоб от подаяния тех весь причет тот могл иметь довольной трактамент. Того ради по Его Императорскаго Величества указу Святейший Правительствующий Синод, согласясь с мирскими честными властьми, сочинит совет, и намеренное определение уставит. И когда сие станется, то священники должны будут и малейшаго за службы своя, им определенныя, награждения не искать, разве кто с доброхотства своего похощет нечто подарить, но и то, чтоб не в то время, когда священник потребу какую исправляет, но несколько недель спустя.
23. Святый Вселенский собор четвертый в Халкидоне в каноне шестом запрещает ставить священники и диаконы просто, ни в какой церкви не надлежащие, и простопоставленным не попустить никакого дела священническаго и диаконскаго. А в России хотя не ставятся священницы и диаконы просто; однакож многие ставятся к единой церкви, свыше потребы; и многие, оставив свою церковь, к которой поставлены были, волочатся семо и овамо, что тое ж есть с первым. Таковаго безчиния дабы впредь не было, должны суть мирския лица не принимать таковых попов и диаконов ни к которому церковному служению, а Епископи долженствуют не ставить свыше потребы. А оставльших церковь свою, где таковии проявятся, имать и наказывать. И еще не похотят к церквам своим возвратитися, и до смерти в них служити чинно, и то за порукою честных лиц: то таковых лишать священства, а излишних священнослужителей ни под какими виды не ставить, понеже многие ставятся и в причет принимаются, бежа от службы. Чего ради определится вскоре указне оных быть числу.
24. А буде священник или диакон, за вышепомянутое, или за иное некое преступление, лишен своего сана от Архиерея, пойдет по миру в лице священническом или диаконском, и служить священная станет: таковаго поимав, присылать в Святейший Правительствующий Синод, а из Синода отослан будет к мирскому суду. Вольно же и самому Архиерею отослать таковаго к мирскому суду, где пристойно.
25. А ежели приход нуждным некиим случаем обнищает так, что священнику с причтом весьма невозможно пропитатися: и о таковых самому Архиерею иметь попечение, не допуская их скитатися, и определять их туды, где новаго священника требуют.
26. Не дерзать священнику самовольно, без благославления своего Епископа, приставать к полку воинскому, и воинским властям не принимать таковых. За преступление же сего священника взять под жестокое наказание, а на власти воинския (аще же кто не обманом поповским, но самоволием так погрешит, и силою попа заступать станет). Епископам о том писать в Синод, а из Синода будет о управе искано в Военной Коллегии.
27. При многих церквах поп не припускает в церковники чужих, но своими сынами или сродниками места того служения занимает, иногда и вящше потребы, и не смотря, угодны ли суть и грамоте искуснии. Сие, кроме иных благословных вин, и для того наипаче вредно есть, что тако удобнее попу неистовствовать, о служении и порядке не радеть, и раскольщиков покрывать, и на таковаго недейственно будет вышеписанное правило первое надесять. Того ради весьма зло сие пресекать Епископы должны, а противное творящих попов жестоко наказывать, разве по приговору прихожан, и по благословению именному Епископа, может священник сына своего, петь и честь искуснаго, да только единаго имети в дьячках или пономарях, а прочих, добре изучившихся, отдавать к другим церквам, или в иной честной жития промысл.
28. Прочее не токмо наблюдать надлежит, не безчинствуют ли священницы и диаконы и прочии церковники, не шумят ли по улицам пьяни, или что горшее, не шумят ли пьяни в церквах, не делают ли церковнаго молебствия двоегласно, не ссорятся ли по мужичью на обедах, не истязуют ли в гостях потчивания, (а сие нестерпимое безстудие бывает) не храбствуют ли в боях кулачных: и за таковыя вины жестоко их наказывати. Но и сие прилежно им заповедать Епископ должен, чтоб хранили на себе благообразие, а именно, чтоб одеяние их верхнее, хотя убогое, но чистое было, и единой черной, а не иной краски, не ходили б простовласы, не ложилися бы спать по улицам, не пили б по кабакам, не являли бы в гостях силы и храбрости к питию, и прочая сим подобная. Таковая бо неблагообразия показуют их быти ярыжными; а они поставлены пастырьми и отцами в народе.
29. Должны же отселе священницы иметь всяк у себя книги, которыя обычне нарицаются метрики, то есть книги записныя, в которых записывать прихода своего младенцев рождение и крещение, со означением года и дня, и с именованием родителей и восприемников. Також и которые младенцы, не получившие крещения, померли, с приписанием вины, коей ради младенец лишен Святаго крещения. Да в тех же книгах записывать своего прихода лица, браком сочетаваемыя. Також и умирающие с приписанием по Христианской должности в покаянии преставилися и погребаемые; и аще кто не погребен, именно написать вину, чего ради не получил Христианскаго погребения, со означением года и дня. А повсегодно объявлять таковыя книги в Приказ Архиерейской; а сколько родится и умрет, по всякие четыре месяца репортовать во Архиерейские Приказы, а из Архиерейских Приказов о том уведомлять письменно в Синод.
30. Должен быти прилежный совет в Святейшем Правительствующем Синоде, что делать со овдовелыми Иереи и диаконы, наипаче же которые в юности своей овдовели.
Был доселе обычай постригать таковых в монахи; но как же таковый изречет пред Богом обещание, что он не от нужды в чин монашеский идет? Что же еще, когда он и не ощущает в себе дарования сего, и весьма того не хотел бы? Понуждать не надобно, а в самовластном произволении со искушением постригать мощно.
Чин наипаче монашеский, который в древняя времена был всему Христианству аки зерцало и образ покаяния и исправления, во времена сия во многая безчиния развратился. Того ради ко исправлению онаго последующая служат правила:
Кого и как принимать в монахи.
1. Не принимать в монахи человека ниже тридесятаго году возраста. К монашескому бо житию не довольно иметь совершенный разум, но искуство состава своего, аще имеет дар к безженному житию.
2. Не принимать воина; яве бо есть, что тот не с намерением монашества приходит, но и грешит вельми, бегая от службы своея. Сие бо есть явное преслушание повеления верховныя власти, и вред наносит всему Государству. Аще же который уволен будет к сему от высочайшия власти, то с трилетным искушением таковаго прияти мощно.
3. Не принимать чуждаго крестьянина, разве бы имел отпускное письмо от своего помещика, но и так смотреть, кто и каков и каковых лет, и нет ли каковаго подлога, проведав первее, для чего освобожден от своего помещика, и умеет ли грамоте, а неумеющих грамоте весьма не постригать, кроме собственнаго Императорскаго Величества указу и Синодальнаго определения.
4. Не принимать мужа, жену живу имущаго. Обычай же есть, что муж с женою взаимное согласие творят, чтоб муж в монахи постригся, а жена бы свободна была пойти за инаго. Сей развод простым кажется быти правильный, но слову Божию весьма есть противный, ежели для единой сей причины деется. А хотя бы и была причина к разводу довольная; однакож сего не делати мужеви с женою самовольно, а представлять о том разводе Епископу своему обстоятельно, которому, подлинно освидетельствовав, для разсуждения и определения писать в Святейший Правительствующий Синод, а не получа из Синода резолюции, таковых разводов не чинить.
5. А ежели бы муж и жена взаимным соизволением поволили приняти чин монашеский: и тогда, кроме иных обстоятельств, смотреть на лета жены, прошло ли оной пятьдесят лет, или шестьдесят, и имеют ли дети, и как их оставляют.
6. Ведомо же всем буди, и должны Архимандриты и Игумены сказывать приходящим в монахи сынам без воли родительской, також родителем обещающим чада, и мужем своих жен, и женам мужей своих оставляющим, что богопротивное дело есть оставляти своих так, будто Христа ради, не разумея силы слова Господня: аще кто оставит отца или матерь, и прочая. Понеже то изрече Господь наш о нужном, а не о самовольном оставлении, сиесть , аще бы кому невозможно было любити Христа, в сожитии родителей или чад, мужа или жены, тогда оставити такое сожитие человек должен, и предпочести любовь Божию паче любве своих. Сие же бывает, когда например: или родитель неверный не попускает сыну содержати Христианское благочестие, или и верный, но в какое либо злодействие понуждает, или за лютое от неверных за веру Христову гонение жити с родительми или с женою невозможно, и в бегство с собою жены или родителей, и прочее взяти невозможно же. А противное сему мудрование было Евстафия Севастийскаго еретика, который учил просто чада и родителей и мужы и жены оставляти, аки бы самое тое оставление Богу было приятно. И учение сие на Соборе Святых Отец в Гагрех предано анафеме.
7. Смотреть прилежно о приходящем в монахи, не обязан ли он долгами, не бегает ли от суда за воровство, нет ли за ним дела Государева, и сим подобная. Таковии бо не каятися, но спрятатися ищут, и великую беду на монастырь наволакивают. Дабы сего не было, не принимать в монахи из иной Епархии приходящаго, и людем честным неизвестнаго.
8. Приказных же человек без отпускнаго письма от Губернатора, или Воеводы, или от Архиерея, или от монастыря, с приписанием руки их, и со свидетельством, что они свободны от дела приказного, не принимать. Тож разумеется и о прикащиках.
9. Вошло в обычай у некиих, что родителие малых сынов своих еще прежде довольнаго их разсуждения обещавают в монахи, а потом возрастных увещавают или и понуждают стрищися в монашество, воспоминая им обещание свое, и не попуская женитися. Сей обычай душепагубный есть и чадом и родителем: ибо нуждею налагаемое чадом житие сие, есть бедство греховное; а родители греха того виновны будут. И хотя чада воли родительской подлежат; но не как скоти безсловеснии в том наипаче, что требует самих их разсуждения и воли, яковое есть избрание жития. Наблюдати сего накрепко, и тако обещанных и принуждаемых не постригати и не приимати.
10. Бездельный же и тщетный и сей обычай есть: даст некто несколько рублей вкладу в монастырь, одолжая тако монастырь, чтоб его, когда он похощет, принять в монахи. И тогда он входит в монастырь, как бы в свою вотчину, и за вклад свой, аки за долг некий, угодия в монастыре ищет, и от настоятеля с роптанием истязует, и уже мнение у многих есть, что таковаго не льзя не приняти в монахи; отселе вкладов и вкладчиков таковых не принимать. А ежели кто приимет, извержен будет своего настоятельства.
11. А когда явится таковый, которому ни едино от сих вышеописанных оберегательств препинает к чину монашескому, то обаче того приняв в монастырь, не скоро постригати, но дати его честному и трезвенному старцу в сожитие и наблюдание. Проходити же ему общая монастырская послушания, каковая укажет настоятель; и тако пребыти в монастыре три лета неизходно в кротости и трезвости, и на всяк год исповедатися и приобщатися поне четырежды в четыре поста Святым Тайнам. Сие покажет, кто лестно и кто во истине чин монашеский избирает. Ибо истиннии трудолюбцы трилетняго искушения не отрекутся, а лжеобещанники не стерпят; и того ради монашества не получат.
12. Но и тако трилетно искушеннаго без благословения Архиерейскаго не постригать, но да представит онаго Архимандрит или Игумен купно с духовным его отцем и старцем, у котораго под началом был доселе, Епископу свидетельствуя о нем, что нелестно желает монашества, и что кроток, смирен, терпелив, послушлив и трезв, три лета пребыв в монастыре, и сие на письме дать свидетельство и записать. И тогда Епископ, поучив его, благословит пострищи. Аще же той монастырь в дальном разстоянии будет от Епископа: то свидетельство о таковых письменное послать ко Архиерею с подписанием рук настоятеля и братии.
13. Пред пострижением же дать ему прочести, а если не книжен, то прочитовати ему вопросы и ответы постригальные, чтоб разсуждал, каковое имеет изрещи обещание, и может ли по обещанию жити, також прочитовати ему и зде написанная правила. А лучше все сие прочитовать ему чрез трилетнее его искушение почасту.
14. А буде он по всем своем трилетном искушении, також и по свидетельстве пред Епископом, раскается, и монахом быти не похощет: то свободна отпустити его без всякаго удержания и укоризны.
15. А если отшед, паки похощет в тот же монастырь возвратитися, или во иной пострищися пожелает, и тогда вновь ему трилетнее искушение приняти.
16. Аще какий вклад похощет дати в монастырь, не принимати у него, разве по трилетнем искушении, и то так, чтоб подписался, что он никаковаго чрез тое подаяние не ищет преимущества, и хвалитися тым и того выговаривати настоятелю и братии, но и воспоминати не будет, и весьма уничтожает, как бы не дал ничего.
О житии монахов.
17. Четырежды в год исповедатися и приобщитися Святым Тайнам должны в четыре посты святые: подобало бы и множае, понеже сими совершеннейшее житие славится. А в древней Церкви и вси Христиане часто причащалися, и литургия без причастников не бывала, как то доселе видим в словах святыя литургии: Святая Святым; со страхом Божиим и верою приступите, и прочая: и Златоустый Святый вельми пререкает на непричащающихся.
18. Весьма монахом праздным быти да не попускают настоятели, избирая всегда дело некое. А добре бы в монастырях завести художества: на пример, дело столярное и иконное и прочее, что не противно монашеству; а монахиням пряжу, шитье, и плетения кружев и прочего.
19. Кроме старых и начальников не имети никому служителей, но и начальникам не выше потребы; а старых ради и больных быть бы больницам чинным, и тамо определять служителей по препорции.
20. Не вольно никаковому монаху звати к себе гостей, ни нарочно на пирование, ниже из церкве на препутие, разве за благословением настоятеля; и был бы при гостях другий брат честный, котораго настоятель определит.
21. Да и в гости разве за благословением настоятеля, и то не единому монаху, но с другим честным старцем побывати, но не больше четырежды в год, а больше разве крайних ради нужд, и то не без благословения настоятеля. А пресечения ради всякаго подозрительства, в мирские домы, паче же в девичи монастыри монахам, без благословной вины, которой уже по самой безпорочной потребе преминуть невозможно, отнюдь не ходить под жестоким наказанием.
22. Монахом вещей монастырских, как снедных, так и прочиих, хотя и им определенных, не продавати, ни по улицам градским, ни в монастыре и весьма ни на каковом месте, ибо сие студное вельми и весьма безчестное дело есть.
23. В келлии по трапезе настоятель и братия пищи, оставльшияся от трапезы, да не берут никогда, кроме кваса; аще бо не тако, то все изнесенное туне за монастырем будет.
24. Братии всей и настоятелю, кроме общия трапезы, собственно по своим келлиям не ясти, кроме сущия немощи, или иныя благословныя вины.
25. Пища и питие и одеяние всем в равенстве да будет. Аще бо не тако, то всяк тщатися будет красти, лишних ради пищи и пития и одеяния; обаче во одежде различить, иная олтарным, а иная, по разсмотрению, служебным.
26. За монастырь никто чесого отдати власти имать, кроме настоятеля, и то с объявлением старшей братии, и именно с запискою, кому что и в какой случай дано. Аще не тако будет: то кийждо потщится свойственникам и друголюбцам безстыдно монастырское раздаяти. И тако греха и излишния утраты избегнем, и вместо десяти братий питатися могут тридесять.
27. В монастырех подобает общему житию быти, по правилом Святых Отец, аще бо не общая жития будут, всяк повлечет потребная врознь.
28. Вся бываемые доходы из монастырских вотчин, и даемая от боголюбцов и церковные доходы приимать в едино определенное место, и из того употребляти на вся церковныя и монастырския и братския потребы. Аще же не будет тако; то не престанет имений хищение, любоначалия ради бываемое, которое обителем в сущее разорение, а их сродникам в обогащение егоже ради и недостойнии диаконство и Иерейство и прочая по степеням начальство, желательно друг друга предваряя, восхищают.
29. Никому в монастыре чужих денег и пожитков не держати кроме книг. Понеже от сего гордыня и сластей исполнение, их же ради мнози в монастырь приходят под образом терпения. И аще у кого что явно или тайно держимо обрящется, тое да возмется в монастырскую казну.
30. Монахом из монастыря в монастырь преходити, разве благословных вин, и то с отпуском настоятелей, на письме являемом, всеконечно не попускати по завещанию Святых Отец: понеже послушание, терпение же и смирение против обещания весьма от сего искоренишася, и всякое неистовство и злообразие прият великую силу. Понеже мнози от сего непосвященни, священная действуют, отлученнии своими Архиереи и духовными отцы, паки без разрешения действуют же; мнози же непострижени, в монашеский образ облекшеся, ходят. От сих вся злая на соблазн многим бывают, и всякому монастырскому благообразию и церковному благочинию и монашескому благоговению весьма на поругание.
31. Монахом во грады и веси, кроме общия потребы, не исходити из монастыря. Исходить же на сие определенным по общему избранию, и за нуждою не без подорожной, от настоятеля данной.
32. А в другую Епархию и в Царствующий Град посылаемым монахом, коей либо нужды ради, не довольно имети от своего настоятеля подорожную, но должен имети и от своего Епископа подорожную. А где монах явится без подорожной, таковаго ловити и отсылати к Епископу места того, где явится; а в Царствующем Граде отсылати таковых в Святейший Правительствующий Синод; а волочащихся монахов ловить учрежденным от Правительствующаго Синода и гражданским.
33. Буде же кто от духовных и мирских станет таковых монахов заступать: то таковым заступником известить, что они должны поставить монаха, куды повелено будет, и тотчас писать о сем к Святейшему Правительствующему Синоду.
34. Жен в келлии настоятелю и братии никогда же попускать, разве гостиной келлии, и то не наедине, но при благоговейных монахах, кие на сие определены будут. И тако всякий зазор и укоризна, бываемая от иноземцов и своих, весьма искоренится, кроме же сего убежати того невозможно.
35. По всем монастырям монахов учить подобает, не точию да читают писания, но да и разумеют. А на сие учинить собственно келлию, и монахов приставить на сие избранных, иже знают Божественнаго Писания разум: и тако обученных да избирают достойных в чин священства и всякаго начальства.
36. Монахом никаких по кельям писем, как выписок из книг, так и грамоток советных, без собственнаго ведения настоятеля, под жестоким на теле наказанием, никому не писать, и грамоток, кроме позволения настоятеля, не принимать, и по духовным и гражданским регулам чернил и бумаги не держать, кроме тех, которым собственно от настоятеля для общедуховной пользы позволится. И того над монахи прилежно надзирать; понеже ничто так монашескаго безмолвия не разоряет, как суетныя их и тщетныя письма. А ежели которому брату случится настоящая письма потреба, и тому писать в трапезе из общей чернильницы и на бумаге общей, за собственным настоятеля своего позволением, а самовольно того не дерзать под жестоким наказанием.
Вся вышеписанная правила монахом должно хранити и монахиням, а сверх оных, сия собственная да хранят:
37. На праздники и никогда, также и в крестохождения монахиням отнюдь не ходить, ни к монастырем мужеским, ни к приходским церквам, и в монастыри женские не входить же, разве игумении и с нею единой или двоим сестрам, которых она изберет; и монастырям женским всегда заключенным быть, разве благословных времен, якоже литургии святой, или благословных лиц, якоже духовника для нужды больным. А понеже все почитай монастыри имеют церкви на воротах, где надлежит крыльца сделать на улицу к церкви, а от церкви быть однем дверем и то в игуменьины кельи. И ежели где есть какие мощи и прочее, чего ради люди обыкли вящше ходить, то перенесть на воротыж, дабы никто не мог претензии сыскать идтить в монастырь; и пресечения ради подозрительства никому, как мирским, так и монахом, по кельям ходить никогда не попущать, но весьма то жестоко запретить.
38. Ежели случится женскаго монастыря нужда искать на кого управы у мирскаго суда: монахиням в тяжбу оную не входити, но стряпчего посылати, или у Архиереа просити, чтоб он от себя за их делом послал.
39. Буде случится нужное дело в Царствующий Град, монахиням просити Архиереа своего, дабы писал о том в Святейший Правительствующий Синод, а их бы не отпускал.
40. Монахиням в мирских домех не жити, ниже по миру скитатися ни для какой потребы. Изъемлется от сего фамилия Царскаго Величества.
41. Монахиням и в своей церкви не мешатися с народом, но определить крылашанкам на хорах, а прочим в трапезе, где им единым стояти.
42. Еже заповеда Апостол о причтении вдовиц, вдовица, рече, да причтется не меньше шестидесяти лет, Тимофей. 5; тоже да хранится и о пострижении монахинь, разве по некоему собственному Синодальному определению.
43. А буде которая младая девица похощет в девстве пребывати с намерением прияти монашество, то разсмотря прилежно, аще нелестно и не коея ради нужды, или пристрастия, или лицемерия избирает девственное житие, дати таковую в монастырь честный и добре заключенный под начал честной и постоянной старице; девица же да пребывает непострижена до шестидесяти, или поне до пятидесяти лет. А буде прежде оных лет похощет идти за муж, не возбраняти ей.
44. Скитков пустынных монахом строити не попускати. Ибо сие мнози делают свободнаго ради жития, чтоб от всякой власти и надсмотрения удален жити возмогл, по своей воли, и дабы на новоустрояемый скит собирал деньги и теми корыстовался, да и лишает себе таковый великия пользы душевныя: не имеет у кого вопросить совета духовнаго, решения сомнительных помыслов и падежей совести, не видит образа подвигов монашеских. Что же, когда постигнет его в таком уединении час смертный? Кто послужит ему в болезни? Кто утешит, наставит и утвердит его против страха отчаятельнаго? И не в пример нам древних отец отшельничества: были тогда мужие добре в Богословии Христианстей обученнии и великаго разсуждения и искуства, яковый был Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Египетский и прочии. А человеку невежливому таковое житие опасно есть, и душепагубному бедствию подлежащее; к тому ж пустыням прямым быть в России, холоднаго ради воздуха, невозможно. Ибо в Палестине, в пустынях, и в прочих теплых странах есть довольно плодов, чем питаться, и тако может весьма от миру отлучиться: зде же без пашни, рыбы, огородов пробыть невозможно, что тайно и уединенно быть не может.
45. Монастыри, идеже мало братии, надлежит сводити во едину обитель, идеже прилично толико, елико пропитатися могут; обаче по самой нужде, да не менее тридесяти братий будет, ради лучшаго благоговения. Понеже малым братством повседневную Божественную службу и общежительство, яко же подобает, отправляти невозможно; того ради пребывают весьма без службы, яко пустые. А мирских священников и диаконов к монастырям мужеским отселе отнюдь не определять; а оставшияся монастырския церкви в приходския поверстати, а попу и церковникам дать той монастырской земли неоскудно; а оставшееся, что есть, приписать к тому же монастырю, в он же братия будут переведены. И аще по сему образу будет учинено, то всячески во всех святых церквах, которых не больше трех, а именно: соборной, трапезной и больничной, в каждом монастыре надлежит иметь, будет повседневная служба во обителех от множайшаго братства и служение и общее житие и всякое монастырское благообразие, а во оставшихся приходских от приходских священников, понеже по требе их на сие понуждающей; да и братия, в соединении общих монастырских вотчин и прочих доходов, приимут себе во всех потребах вящшее во всем изобилие, нежели прежде в малом суждати и тщатися, как бы зло оное искоренити в монастыре; тое ж соблюдать и о духовнике в монастыри женские.
46. Еще при таковых же монастырях, идеже обретается многое за потребами довольство, надлежит тогда, как все прежния их монастырския вотчины с доходы к тем монастырям отданы будут, построити странноприимницы или лазареты, и велеть в них, по разсмотрению, собрать престарелых и здравия весьма лишенных, кормитися собою немогущих и промышленников о себе неимущих, и велеть таковых в славу Божию потребами покоить, по подобию показаннаго в Морском Регламенте о таком покое учреждения.
47. В монастырях строение бываемое чрез потребу от излишества, еже и не на славу Божию, таковое не попускать, но повелеть употреблять на странноприимницу, и таковое дело пред Богом многоприятнее будет чрез потребнаго строения.
48. Монастырей вновь, как мужеских, так и женских, никому не строить без ведения Святейшего Правительствующаго Синода.
49. Подобает в Духовная Начальства избирать благонравных и в житии иноческом искусных, безпорочных и свидетельствованных, добре ведущих разум писания и устав жития монастырскаго и монашескаго; да печется о спасении братних душ, а не о строении точию стен и собрании многаго богатства, но бодроопасно по званию своему да правительствует; и в том коегождо Настоятеля, при определении на начальство, приводить к присяге с подобающим подкреплением.
50. Аще ли же по избранию духовной начальник не станет, противу своего звания, о спасении душ, порученных ему в паству, яко же подобает промышляти пастырю: таковаго, ничто же медля, сводити в степень последняго братства, а в его место, советом братии, избирати иного. Да сия видевше прочии начальствующии, хранитися будут, и законопредложения монастырская добре и всецела соблюдутся.
51. Аще кий Настоятель беглаго монаха приимет самовольне без указу, таковаго сводити от начальства по смерть его в монастырскую работу и к тому таковому начальствующим не быти.
52. Монахов избегших держати по смерть в оковах в трудех монастырских.
53. Во всяком монастыре да будет записная книга, в ню же постриженнаго монаха писать время и имя и каковаго чина был он в мире, за подписанием руки начальствующаго.
54. Казна монастырская да не будет в келлии Настоятеля, ниже за ключем его единаго хранима, но на собственном месте за ключем Казначея и за печатью монастырскою, подобне и ризница церковная.
55. Единощи в неделю или поне единощи в месяц Настоятелю и Келарю, при других несколько честнейших старцах, слушати приходы и расходы монастырские, и слушав, записать в книгу, чтобы могл Настоятель дать о том ответ, кому он подручен.
56. Да не понуждает Настоятель братию приходити к себе на исповедь, понеже таковое исповедание будет притворное.
57. Быть в монастыре единому общему духовнику честному и пред Епископом свидетельствованному Иеромонаху; и тот бы иногда сказывал Настоятелю, аще какое злое в братии вкоренилося обыкновение: обаче же ниже лица по имени, ниже показуя келлии и ниже коих либо иных обстоятельств. И тако может Настоятель разбратстве скудость терпяще, и во всем неустроение имуще. Тожде и с монастырями девичьими учинить.
58. Аще Настоятель, мзду приняв, засвидетельствует Епископу о некоем монашества хотящем, что он угоден есть к такому житию: таковый да лишен будет власти своея и изведен в рядовые монахи.
59. Настоятелю свойственников при себе не держать, ниже к делам монастырским определять; подобне и прочим от братии сего не попускать, и Епископы б сего не творили, а в домех Архиерейских, разве благословных ради вин, сиречь, егда в старости угоднейша бывает служба от своего, неже от чуждаго.
60. Сокровищ в монастыри никаких в сохранение не принимать как братии, так и Настоятелю.
61. По смерти Архиереов, Архимандритов и Игуменов и прочаго монашескаго чина, собственнаго их имения родственником и свойственником ничего не давать; но таковыя, вышних чинов присылать в Правительствующий Духовный Синод, а нижних чинов обирать в монастырскую казну.
62. Вся сия описанная правила, и аще кая вновь приданы будут от Святейшаго Правительствующаго Синода, прочитовати по всем монастырям единожды в месяц, в воскресный день в трапезе, дабы кто не извинялся неведением.
Многая же о сих обретаются и в книге Кормчей древле учиненная святыми правилы, и законами Царскими уставления, также и в соборном Святейших Александрийскаго, Антиохийскаго и Московскаго Патриархов и многих Греческих и всех Российских Архиереев изложении, учиненном в лето мироздания 7175, от Рождества же Христова 1667.
Сие Духовнаго Регламента прибавление Сам Его Императорское Величество Высокою Своею Особою слушать и собственноручно исправлять изволил, и все написанное аппробовав, напечатать и распубликовать указал Апреля в последних и Маия в первых числах сего 1722 года.
1 Прибавление о правилах причта церковнаго и чина монашескаго (прибавление к Духовному Регламенту) воспроизводится по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. СПб., 1830. Т. VI. № 4022, поскольку именно эта публикация наиболее часто используется в научных иссследованиях. Прибавление к Духовному Регламенту являлось действующим законом с момента своего издания вплоть до Октябрьской революции 1917 г. и неоднократно публиковалось. В 1997 г. данный документ был опубликован по первому изданию в соответствии с современными правилами издания исторических документов (см.: Законодательство Петра I. М., 1997. С.582-603).
* Матф. гл. 18 ст. 15, 16, 17.