© Нечаева М. Ю., 2000.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

Предложения издательств о публикации данной работы в традиционной печатной форме будут доброжелательно рассмотрены автором.

При цитировании и ссылках на данную электронную публикацию указывать:

Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря. Екатеринбург, 2000. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


Вместо послесловия

\С.79\

Все преходяще. Спустя десятилетия, 15 февраля 1990 г. сохранившиеся здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. Прискорбные следы долгого пребывания там исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних преступников проступали повсюду. Возрождение обители казалось делом непомерно сложным многим монашествующим Екатеринбургской епархии. Желание потрудиться на этом поприще проявили лишь двое: возведенный в иеромонашеский сан за несколько дней до передачи монастырских построек церкви о.Тихон (Затёкин) и послушник Алексей Горин. 5 марта того же года Свердловским епархиальным управлением они были командированы в Верхотурье, а иеромонах Тихон благословлен быть наблюдателем за реставрацией монастырских построек. Спустя некоторое время, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II постановлением Священного Синода от 1 октября 1990 г., иеромонах Тихон был определен наместником Верхотурского Николаевского монастыря с возведением в игуменский сан.

18 октября 1990 г. стало торжественным днем в истории обители. Надвратная церковь во имя святых Симеона и Анны, при советской власти превращенная в собачник и штрафной изолятор, очищенная, отреставрированная, была освящена заново архиепископом Свердловским и Курганским Мелхиседеком. В этой первой церкви, снова возвращенной к своему предназначению, после Божественной Литургии, в тот же день состоялся обряд возведения в игуменский сан иеромонаха Тихона (Затёкина).

Симеоно-Аннинская надвратная церковь Верхотурского Николаевского мужского монастыря (1856 г.). Фотография начала ХХ в.

\С.80\

Путь к монашеству первого наместника возрожденной Верхотурской обители своеобразен и показателен. Отец Тихон (в миру – Николай Иванович Затёкин) родился в 1964 г. в г. Тейкове Ивановской области, в рабочей семье, не отличавшейся особой приверженностью к религии и церкви. Но таинство крещения, совершенное над ним в десятилетнем возрасте, запомнил навсегда. Окончив восемь классов средней школы, поступил в ПТУ. Учился сначала на тракториста-механика, потом, уже в г. Истре Московской области, на маляра-штукатура. В семнадцать лет стал все чаще посещать церковь в селе Троицком, находившуюся неподалеку от училища. Приглядевшись за три года к молодому прихожанину, протоиерей Троицкой церкви о.Руф (Поляков) в 1983 г. благословил его петь на клиросе. Впрочем, вскоре ему суждено было покинуть эту церковь: в том же году окончивший обучение начинающий маляр отправился по распределению на стройку. Год спустя он уже работал по своей специальности в Даниловском монастыре в Москве. Ревностно посещал церковные службы, особенно патриаршии, отличавшиеся торжественностью и благолепием. Во время этих служб он и привлек внимание архиепископа Московского Питирима, который пригласил молодого прихожанина бывать на различных мероприятиях, проводимых в Издательском отделе Московской Патриархии. Несколько месяцев спустя архиепископ Питирим благословил Н. Затёкина стать иподиаконом в церкви Воскресения Словущего, расположенной неподалеку от Кремля.

В 1985 г. Николай Затёкин по личным обстоятельствам переехал в г. Свердловск, где поначалу исполнял обязанности пономаря, иподиакона, а с 1988 г. – звонаря Иоанно-Предтеченского кафедрального собора. 6 ноября того же года он был посвящен в чтеца. Наблюдая рвение молодого служителя к церкви, архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек счел его достойным священнического сана, и когда в январе 1989 г. в Пророко-Ильинский храм деревни Егоршино (в окрестностях г. Артемовска) потребовался энергичный священник, способный восстановить его, выбор пал на Николая Затёкина. 20 января он был рукоположен в диакона, два дня спустя – в сан священника, а 28 января отправлен на новое место службы. Заслуги священника Николая в деле возрождения сельской церкви были отмечены епархиальными властями: 29 октября 1989 г. он был удостоен набедренника и скуфьи, а 11 февраля 1990 г. принял иноческий сан под именем Тихона, став, таким образом, иеромонахом. Три недели спустя он отправился в Верхотурье возрождать Николаевскую обитель, подтверждая этим решением сознательность принятия им иноческого сана. Молодость (к 1990 г. ему было 25 лет) и практические навыки в строительстве помогли преодолеть многие трудности. К моменту его приезда в Верхотурье действовала только одна кладбищенская Успенская церковь, в которой – совпадение неожиданное – начинал свое священническое служение в 50-е годы первый духовник о.Тихона протоиерей о.Руф.

\С.81\

К 1991 г. в обители было уже шесть человек – почти столько же, сколько на заре существования монастыря, в 1621 г. Многие нормы и традиции монашества оказались прочно забыты и их приходилось восстанавливать путем проб и ошибок. Далеко не каждый, приходящий в обитель с просьбой принять его в число насельников, имел четкое представление о монашеском образе жизни. Ранний подъем (в первое время существования обители – в 5 часов утра, ныне, согласно монастырскому уставу, летом в 4 часа утра, зимой – в 6), долгие церковные службы (не менее шести часов в день), необходимость беспрекословно исполнять все послушания, назначенные наместником монастыря и требующие постоянных физических усилий, зачастую не соответствуют ожиданиям людей, рассчитывающих скорее на спокойную и безмятежную жизнь.

К началу 1998 г. в обители проживали 8 монашествующих в сане иеромонаха и иеродиакона, 7 рясофорных послушников и 12 послушников. Еще около 30 человек считались «трудниками» – кандидатами в послушники, исполняющими послушания в течение полугода до того, как будут официально причислены к составу братии. Как показывает практика, лишь немногие из «трудников» оказываются верны своему выбору и остаются в обители по истечении полугодия (обычно 1 человек из 30). Велик «отсев» и послушников: лишь треть из них выдерживает искус и принимает постриг. В силу этих причин недостаточно освоенными оставались земельные угодья, отведенные монастырю, приходилось прибегать к найму мирян для восстановления обители.

И все же сделано немало. За счет пожертвований верующих уже восстановлены два храма – надвратный Симеоно-Аннинский и Преображенский. В русле губернаторской программы по возрождению Верхотурья активно реставрируется Крестовоздвиженский собор. Отремонтированы настоятельский, братский и гостиничный корпуса, устроены столярная и швейная мастерские, теплицы, скотный и птичий двор, огород при обители, иконно-книжная лавка.

Насельники, пришедшие в возрождаемую обитель, были молоды (средний возраст поступления в монастырь в первые годы – около 18 лет, средний возраст принятия пострига – около 25 лет) и вполне трудоспособны. Большинство насельников Верхотурского Николаевского монастыря в 90-е годы ХХ в., как и в первый век своего существования, как и в начале XX в., были родом из крестьян, со средним образованием, из различных районов Урала. Возрождались нормы иноческого общежития, связанные с периодом наивысшего расцвета монастыря в конце XIX – начале XX в.

В 1992 г. – в «Симеонов день» 25 сентября – вернулись в обитель мощи Праведного Симеона Верхотурского, находящиеся ныне в Преображенском храме. В 1993 г. были обретены мощи Блаженного Косьмы Юродивого (ныне переданные в женский Покровский монастырь), настоятеля монастыря Преподобного архимандрита Арефы и старца схимонаха Илии. Возродилось паломничество к Праведному Симеону, и слава о нем и сегодня, как прежде, приводит в число братии послушников из самых отдаленных мест России.

\С.82\

Много усилий прилагал отец Тихон и для сохранения истории Верхотурского Николаевского монастыря. В обители был создан музей – первый церковный музей на Урале, библиотека более чем на шесть тысяч томов, архив. Четырехярусный иконостас Симеоно-Аннинского храма составлен из икон самобытной невьянской школы письма, которая представляет одно из замечательных явлений культуры на Урале. О.Тихон проявлял большой интерес и к церковной археологии, и к иконописанию, непрофессиональный, к сожалению, но искренний. С 1995 г. ежемесячно издавалась газета «Монастырский Благовест», с 1998 г. – еще и газета «Верую». О.Тихон стал составителем ряда книг, посвященных церковной истории Верхотурья, много изданий вышло при его активной помощи. Примечательно, что не только церковной истории посвящены экспозиции монастырского музея и публикации в местной прессе. С 1998 г. совместно с краеведами о.Тихон выпускал газету «Верхотурская старина», а в музее в 1999 г. открылся еще один зал, посвященный светской истории г. Верхотурья. Не случайно в 1998 г., во время юбилейный торжеств, посвященных 400-летию Верхотурья, правлением Верхотурского уезда ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Верхотурья», а фонд «Возрождение» наградил его серебряным знаком «За заслуги».

Игумен Тихон (Затёкин), первый настоятель возрожденного Верхотурского Николаевского мужского монастыря (1990–1999 гг.).

Однако возрождение обители не проходило легко и безоблачно. Даже за стенами монастыря человек не может избежать нравственных проблем, нравственного выбора. Тяжелые последствия для Николаевской обители имел церковный скандал, разразившийся в Екатеринбургской епархии в 1999 г. Если в конце 1998 г. в обители жили 35 монахов и послушников (не считая трудников), то к июлю 1999 г. в ней остались два человека.

Игумен Тихон, одним из первых подписавший прошение на имя Патриарха, которое и положило начало удалению епископа Никона из Екатеринбургской епархии, по определению Святейшего Синода был освобожден от обязанностей настоятеля Верхотурского монастыря, в сентябре 1999 г. уволен за штат и по приглашению митрополита Нижегородского Николая уехал в его епархию, где стал настоятелем Печерского Вознесенского монастыря. С ним уехали оставшиеся со времени его настоятельства верхотурские иноки. Древняя обитель вновь опустела.

\С.83\

5 апреля 1999 г. исполняющим обязанности наместника Верхотурского Николаевского монастыря был назначен иеромонах Флавиан (Матвеев), бывший до этого наместником Крестовоздвиженского монастыря в Екатеринбурге. 20 сентября того же года вместо него исполняющим обязанности наместника Верхотурского Николаевского монастыря был назначен иеромонах Климент, переведенный в далекий уральский город из прославленной Оптиной пустыни. В апреле 2000 г. вместо него по благословению патриарха Алексия II в монастырь переведен из Троице-Сергиевой лавры новый наместник иеромонах Филипп (Ельшин) и еще два инока...

Мы верим в будущее древней уральской обители. Какой будет новая страница истории монастыря – зависит от самих его насельников. Оценим же их стремление к духовному поиску, решимость изменить привычный уклад жизни, и пожелаем Верхотурской Николаевской обители духовного процветания и верности истинным монашеским заветам.


Hosted by uCoz