Грамматин А., священник.
Иоанно-Введенский третьеклассный женский монастырь
//Тобольские епархиальные ведомости. 1889 год. Отдел неофициальный. № 17-18. С.363-376, № 19-20. С.397-406, № 21-22. С.432-441.
В электронном тексте указана нумерация страниц печатного издания: \C._\
При цитировании и ссылках на данную публикацию указывать:
Грамматин А., священник. Иоанно-Введенский третьеклассный женский монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1889 год. Отдел неофициальный. № __. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)
№ 17-18
\С.363\
В 9 ти верстах от губернского города Тобольска, по Иркутскому тракту, при речке Шанталыке, впадающей в недальнем расстоянии в судоходную реку Иртыш, находится третьеклассный Иоанно-Введенский женский монастырь. Местоположение сей обители довольно пустынное и вместе с тем живописное. Скромная обитель инокинь прикрывается от нескромных взоров как бы самою природою, - двумя высокими горами, между которыми она расположена. Горы те покрыты тенистым сосновым и березовым лесом так, что только с приближением к спуску горы взорам путника открывается неожиданно, как бы выростает из земли, золоченый шар с крестом-купол церковный и потом, постепенно открывается взору храм, белая ограда и прочие постройки монастыря, между коими, как трудолюбивые пчелы, трудятся и работают молчаливые и скромные труженицы-инокини. Все это, вместе взятое, представляет очень живописный вид.
Иоанно-Введенский монастырь основан в 1653 году и был первоначально мужским до 1864 года, а в сем году, с Высочайшего соизволения, определением Св. Синода обращен в женский и торжественно открыт преосвященным Варлаамом, архиепископом Тобольским и Сибирским. Таким образом в текущем 1889 г. 27 декабря существованию сей обители, по ея преобразовании, исполнится 25 лет. В это непродолжительное время, при помощи Божией обитель обновилась, как с внутренней стороны, так и со внешней. В стенах ея находят приют и покой и старицы и малые дети.
\С.364\
До покорения Сибири на месте, где теперь находится Иоанно-Введенская обитель, была татарская деревня Шанталык. При основании в г. Тобольске архиерейской кафедры, в конце 1620 года, место это поступило в дачу архиерейского дома, где было устроено летнее помещение для архипастыря и несколько домов для штатных служителей. Здесь в 1637 г. совершилось особенное событие чудесного свойства. В летописях сохранилось сказание о том, что по написании Абалацкой иконы Божией Матери, когда с сею св. иконою, несенной из Тобольска в селение Абалак, дошли до деревни Шанталык. Господь прославил новую икону Своею благодатию. Крестьянин той деревни, по имени Василий, единственную имел дочь - Анну, которая, по долговременной глазной болезни, вовсе ослепла и уже два года ничего не видела. Услыхав, что несут в Абалак Образ, уже ознаменованный явлением чрез него благодати Божией, Василий выходит с дочерью в сретение, и припадает к нему с верою и слезами. К радости и удивлению отца, матери и всего народа, девица мгновенно прозрела. (Сказ. об Абал Б. М.).
В ознаменование Божия благоволения к месту Шанталык, пятый, по времени, архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон положил основать иноческую обитель и заложил деревянный храм в 1653 г. 9 марта в день своей хиротонии (он хиротонисан 9 марта 1651 года), во имя св. Иоанна Предтечи с приделом в честь св. архистратига Божия Михаила и прочих безплотных сил. Первым настоятелем, в сане игумена, был Василий. Монастырь этот был приписан к архиерейскому дому и состоял на его содержании; но в 1807 году, по представлению Тобольского архиепископа Антония, именным указом возведен в штатный третьеклассный, вместо упраздненного Рафайловского монастыря Ялуторовского округа, с положенным окладом из государственного казначейства 1460 р. 2? к. ассигнациями. Вскоре после основания сего монастыря, в 1657 году, Тобольского Софийского собора протоиерей Матфий Бирюков приложил к нему свою заимку, с пашенными землями и сенными покосами в 1440 десятин, там, где ныне заимка "Жуково". (Сказ. о тоб. воевод.).
Первый храм существовал 99 лет и 18 марта 1752 г., от неизвестной причины, сгорел. На месте, где был алтарь, построена часовня и на месте св. престола поставлен крест, с резным изображением распятия Господня, с предстоящими - Божиею Материею и Иоанном\С.365\ Богословом. На другой стороне креста сохранилась надпись следующего содержания: "во имя Отца, и Сына и св. Духа. Создася сия обитель во имя святого славного и всехвального пророка Иоанна Предтечи, усекновения его честной главы, с приделом св. архистратига Михаила и прочих безплотных сил, лета 1653 марта 9 преосвященным Симеоном, архиепископом Сибирским и Тобольским, и поставлен сей св. крест на месте св. престола бывшей церкви августа 29 дня 1775 г.". Современный портрет основателя монастыря хранится до ныне в обители.
Вместо сгоревшего храма в том же 1752 г. построена была временная деревянная церковь на счет сумм архиерейского дома и освящена 24 июня, чтобы в ней можно было отправлять богослужение до построения предположенной каменной церкви.
Митрополит Сильвестр, на счет сумм Тобольского архиерейского дома 5 июля 1752 г.заложил каменную церковь во имя Предтечи Господня Иоанна, с приделом Казанской Божией Матери. Храм этот был сооружен и между архиерейством освящен 24 июня 1758 г.; временная же деревянная церковь разобрана.
Вновь прибывший на митрополичью кафедру митрополит Павел II, в 1758 году, на речке Шанталыке, протекающей близ монастыря, устроил плотину. Устроена была тут лесопильня и стеклянная фабрика, но оне вскоре были уничтожены.
Монастырь Иоанновский был приписным в Тобольскому архиерейскому дому и до штатов 1764 г. оставался на его содержании, а с сего года получил "в милостыню" по 300 руб. ассигнациями в год. Но и после сего времени он состоял в полной зависимости от управления архиерейского дома. Настоятелями и строителями монастыря были экономы сего дома: игумен Иосаф с 1776 г. по 1780 год, - иеромонах Иов с 1780 по 1786 г.; с 1787 по 1792 г. эконом иеромонах Вениамин, с 1792 г. строитель монастыря и эконом архиерейского дома иеромонах Иосиф, с 1795 г. иеромонах Иосаф. 5 октября 1803 года строителем монастыря определен преосвященного Антония III духовник иеромонах Досифей, коего предписано встретить с честным крестом и колокольным звоном и быть ему во всяком повиновении и послушании (указ № 2012).
В том же 1803 году в июле месяце из Вологодской епархии прибыл иеромонах Иона в определен в число братства Иоанновского \С.366\монастыря. О сем иноке, в указе Консистории, от 30 июня 1806 г., за № 1746, сказано: "в данном от Его Высокопреосвященства, Антония архиепископа и кавалера сего июня 21 дня определении написано: "родитель мой иеромонах Иона, счисляющийся в третьеклассном Ивановском междугорском монастыре, исключается оттуда и оставляется при мне". Этот преосвященный с родителем своим 29 июня выехал из Тобольска в Ярославль, оставив по себе в отношении к Ивановскому монастырю ту память, что ходатайствовал пред Св. Синодом о построении нового каменного храма, так как прежний пришел в крайнюю ветхость от неисправности мастеров и некрепкого фундамента (неопытности архитекторов): "внутри оного в сводах, также с наружной стороны, над дверьми и окнами, видны великие разседины и пристроенная к оному с полуденной стороны кладовая отшатилась от церковной стены на четверть и церковь эта, по 50-ти-летнем своем существовании, стала угрожать падением, и потому, с разрешения св. Синода, от 3 апреля 1807 года (ук. Конс. № 762) разобрана до основания главная церковь, с колокольнею и ризницею, - оставлен только придел Казанской Божией Матери, в котором можно было бы отправлять богослужение до построения нового храма; на построение коего по смете исчислено расходов 20072 р. 9 к. асс. Указом Консистории (22 апреля 1808 г.), данном на имя благочинного монастыря и ректора семинарии, архимандрита Михаила, разрешено заключить контракт с подрядчиками - ямщиками Андреем Мильзиным и Иваном Колиным и выдать им задаток, в количестве 150 руб. Деньги эти были выданы из хранящихся в кладовой архиерейского дома, собранных по епархии на предмет строения оной церкви. Преосвященный Амвросий I Келембет положил такого содержания резолюцию: "начать и совершить предприемлемое строение Господь Бог да благословит". Настоятелем монастыря в это время был игумен Гавриил. Когда он испрашивал архипастырского разрешения на заложение каменной, во имя св. крестителя Господня Иоанна, церкви, в 25 ч. мая, то архипастырь изволил написать на его рапорте: "Господь Бог предстательством честного, славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна да благословит начать и да поспешит совершить святый храм в славу пресвятого имени Своего" (ук. Кон. 24 мая 1808 года № 1330). На построение сего храма, по распоряжению епархиального начальства, поступила одна тысяча руб. от надворного советника Василия Донского. Он, умирая, \С.367\ завещал 1000 р. в тот храм, при котором будет погребен, а так как при приходских храмах погребать усопших запрещено и завещатель погребен при кладбищенской церкви; чтобы этими деньгами не воспользовалась одна кладбищенская церковь, то постановлено было распределить по 15 церквам и таким образом на каждую приходилось по 66 руб. 66? к. В этом количестве денег приходские церкви не имеют большей нужды: отдать им на построение нового храма в Ивановском монастыре, - ныне воздвигаемого.
Игумен Гавриил умер, не успев окончить постройку храма. Вместо его определен игумен Филарет, при коем храм был устроен и освящен в 1814 г. Храм сей существует и доныне. Игумен Филарет за свое нерадение, опущения в ущерб монастыря отставлен от должности игумена и управление монастыря поручено игумену Абалакского монастыря Мелхиседеку (ук. Кон. от 9 апр. 1817 г.) В указе Консистории резолюция архипастыри значится таковая: "Филарет произведен в игумены ни по каким либо важным заслугам, но единственно с тем, чтобы усерднее старался об архиерейском доме и вел экономию с пользою оного; однако за всеми моими внушениями ему, терпит дом ежегодно немалые убытки, происшедние от его нерадения и безпечности: известь оставлена в барке (испортилась) и убытка 288 руб., мельница на Ашлыке снесена - убытка 700 р., на кошение сена употреблено 376 р. 50 к. и поставлено 2300 копен".
В 1829 году устроена была колокольня и покрыть весь храм железом при управляющем Ивановским монастырем, Абалакском игумене Иоанникие. Строения монастыря сначала были деревянные, но со второй половины XVIII века начали воздвигать каменные постройки. Так, в 1752 г. заложен, на восточной стороне от холодного храма, каменный одноэтажный корпус для житья монахов. В 1774 году, против настоящего холодного храма, построены каменные, одноэтажные келии для монашествующих; с ними рядом на юго-восточную сторону, в 1780 г. построен другой каменный корпус для монашествующих; в 1782 г. между этими каменными зданиями построено новое каменное здание для кухни. На западной стороне, в 1834 г., устроена каменная завозня с двумя амбарами. Каменная ограда вокруг монастыря, начатая на счет неокладных сумм в 1795 г.; окончена постройкою в 1831 г., с 4-мя воротами и двумя башнями на углах, с восточной стороны. Каменная ограда вокруг холодного храма начата 1819 г. и окончена в \С.368\ 1835 году. В 1811 г. на каменном одноэтажном корпусе, заложенном в 1752 году, был возведен верхний этаж. В одной половине этого корпуса чрез коридор была устроена теплая церковь, во имя Казанской Божией Матери; а в другой половине настоятельские келии. В 1816 г. храм этот был освящен, при архиепископе Амвросие I Келембете. На 4-е декабря 1827 года корпус этот сгорел, но с небольшим через год здание было возобновлено и теплая церковь была освящена 10 декабря 1828 года. Почти чрез 20 лет, в 1848 г., сия церковь переименована во имя Почаевской междугорской Божией Матери. Причина сего следующая: в 1836 году диакон Ивановского монастыря Василий Симонов, в исполнение данного им обета, ходил в Россию на поклонение святым мощам. Посетил он Воронеж, Киев, был и в Почаевской лавре. Из сей последней принес список с Почаевской Божией Матери и поставил его в храм Иоанновской междугорской обители. Усердный к благолепию храмов Божиих, Тобольский почетный гражданин и коммерции советник Николай Стефанович Пиленков соорудил на эту икону серебряную позлащенную ризу, весом 1 ф. 28 зол. И здесь, как и в Почаевской лавре, от иконы Божией Матери стали с верою молящимся подаваться знамения милости Божией Особенно эта св. икона ознаменовалась в 1848 г. В Тобольске в этот год свирепствовала страшная болезнь - холера. Одному старцу из мещан, жившему в предместьи города "Подчувашах" было видени, чтобы о прекращении сей болезни молились пред иконою Почаевской Божией Матери. По желанию и прошению жителей Тобольска, 14 июля, Почаевская икона Божией Матери была принесена из обители в город. Архиепископ Георгий, 70-ти-летний старец, неутомимый на молитву и богослужение, с этою св. иконою, а также с Абалацкою иконою Божией Матери и иконою Спасителя, находящеюся в кафедральном соборе, совершил крестный ход вокруг города и усердно молился вместе с унывшим народом Богу. После сего холера начала слабеть и к 20-му августа не было ни одного больного этою болезнию. В ознаменование сего милосердия Божия и в прославление заступления Божией Матери, явившей свою милость чрез Почаевскую икону, преосвященный Георгий, по прошению Тобольских горожан и особенно по просьбе управляющего монастырем иеромонаха Гавриила, 28 ноября, отслужил в обители Ивановской литургию и молебен в церкви Казанской Божией Матери и переименовал сей престол во имя Почаевской \С.369\ междугорской Божией Матери.
27 декабря 1852 г. Почаевский храм вместе с корпусом пострадал от пожара, который произошел от непрочности трубы, проходящей между потолками - верхним и нижним. Хотя монастырской суммы в это время на лицо состояло только 400 руб., однако в следующем году весь корпус был исправлен и храм несколько расширен: к нему приложен одноэтажный алтарь. Сделано было это, благодаря только заботливости и деятельному участию преосвященного Евлампия, только что прибывшего на Тобольскую кафедру в сане архиепископа. Он по всей епархии открыл подписку и в Восточную Сибирь послан был для сбора пожертвований Абалакского монастыря иеродиакон Нектарий. Чтобы не останавливать неотложных работ по возобновлению храма и корпуса, потерпевших от пожара, заимствованы были достаточные суммы на эти расходы из монастырей Тобольского и Абалакского и эти суммы в 1855 г. были покрыты сборами и доходами Ивановского монастыря и возвращены к первоначальному своему источнику. При освящении возобновленного и расширенного храма, в 25-й день октября 1853 г., преосвященный Евлампий, имея намерение преобразовать этот монастырь из мужеского в женский, наименовал его не во имя Почаевской Божией Матери, а во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы; с сего времени предположено и монастырь сей именовать Иоанно-Введенским. Эта мысль тем более укреплялась, что в монастыре иноков было крайне ограниченное число, иногда не кому было совершать богослужение.
Из документальных данных видно, что в 1805 г. состояло в обители 3 иеромонаха, 1 иеродиакон и один монах Антоний, в возрасте от 48 до 69 лет. 27 июля 1818 г., находящийся при архиерейском доме иеромонах Митрофан определен в Ивановский монастырь "дабы, как сказано в резолюции архипастыря, там не могло быть остановки в славословии Богу. "Епархиальным начальством 24 марта 1823 года предписано игумену Филарету, чтобы он сам старался об умножении братства, когда он просил архиерея об определении в монастырь какого-либо иеромонаха, или вдового священника, так как не кому было отправлять богослужений. Видно, что желающих поступить в иночество было немного, когда, не смотря на заботы начальства, иноки числом не увеличивались, а на оборот, число их сокращалось: в 1825 г. братии в сем монастыре состояло: послушник Волков и священник Никифор. \С.370\ Вследствие недостатка иноков и хозяйство монастыря шло очень плохо; то пожары, то другие неудачи разоряли обитель Один из управляющих монастырем свящ. Гр. Пеунов, в донесении своему архиерею, от 25 ноября 1846 г. за № 28, так отзывается о хозяйственном состоянии обители: "время от времени монастырь начал упадать и доведен до разстройства и разорения; нет надежды какими бы способами и средствами возстановить его и привести в прежнее состояние". Достаточно в этом случае указать на мукомольную водяную мельницу, чтобы видеть, как плохо шли хозяйственные дела обители. Из плана, сочиненного в 1762 г. геодезистом Рышковым на земли, принадлежащие собственно монастырю, видно, что он имел у себя на речке "Шанталыке" три мукомольные мельницы, в 90 саженях от обители. План этот неоднократно находился в разсмотрении Правительствующего Сената и был одобрен и оставлен в своей силе. В 1816 году крестьянином Засориным в августе месяце была окончена постройка мельницы и принята настоятелем монастыря; за работу было уплачено 300 р. В действии эта мельница находилась до 15 числа мая 1817 года; в это число напором воды плотина была снесена и хозяйственные постройки повреждены. За помол брали по 5 коп. с пуда и кроме сего в неделю получалось от 6 до 8 пудов бусовой и лопаточной муки. Поправка мельницы должна бы была стоить до 600 руб, поэтому возстановлять ее не велено (ук. Кон. 20 года). В 1846 г. снова начинается дело о возстановлении мельницы и на этот источник дохода возлагается единственная надежда в увеличении материальных средств обители. Преосвященный Георгий план и смету на 651 руб. утвердил и мельница была устроена. Просуществовала не более 10 лет, с ежегодною ремонтировкою, и таким образом на это употреблена весьма значительная сумма, доходов же от нее для покрытия расходов поступило около 2/3, ибо смалывала в сутки от 10 до 15 пудов хлеба тогда только, когда была скоплена вода в течении 20 часов. Отдана была в аренду Тарскому мещанину Василию Милашевскому, по 25 руб. в год, с 1859 г. В следующем году - мельничная плотина разрушена водою до основания, и вещи, принадлежащие к ней, дозволено продать (ук. Конс. 11 мая 1860 г.).
Отведенное в 1808 г. в пользу монастыря рыбное озеро большое "карасье", отстоящее от монастыря в 30 верст, за рекой Иртышем, приносило мало пользы, будучи отдаваемо в аренду за малую сумму. Самая \С.371\ высшая цена 212 рубл.; хлебопашеством также, на неимением народа в монастыре, не занимались и вели только незначительное скотоводство, которое особенной пользы не приносило, а только служило к поддержанию обители.
Не малую пользу обители принес капитал, пожертвованный в 1848 г. графинею Анною Алексеевною Орловою-Чесменской, в количестве 5000 р.; половина процентов (100 р.) шли в пользу монастыря, а другая половина - в пользу братии. Другие лица жертвовали более, или менее значительные суммы, а иные - присылали рыбы для иноков (купцы Плеханов и Неволин). Свечная прибыль в течении года не превышала 350 руб., а всего церковного дохода сумма едва достигала 640 руб.; братского дохода до 250 руб. Кортомных за пастбища от 14 до 16 руб., за пашни от 4 до 1 руб. в год; за сенокос от 69 руб. до 120 рубл. в год, за места для торга от 8 до 10 рубл. в год; за помол от 14 до 66 в год; за проданный скот от 22 рубл. до 94 руб; за порубку леса от 2 до 21 р. Из этих средств в 1855 г. на морских при Севастополе чиновников отослано денег 100 руб.
Не смотря, однако, на недостаточное число иноков, обитель приносила посильную пользу в религиозно-нравственном влиянии и умственном образовании на окружающих лиц. Богослужение совершалось ежедневно и окрестные жители и обитатели селения Ивановского находили удовлетворение в ней религиозным своим потребностям и многие горожане нередко посещали обитель, молились здесь, а некоторые на все лето приезжали сюда, чтобы подышать чистым воздухом и поправить свое разстроенное здоровье. Кроме сего начальство монастыря заботилось и об умственном образовании окружающих его жителей. С 1844 г., при игумене Макарие, начали обучать грамоте мальчиков-детей штатных служителей, но обучение подвигалось медленно: чрез 10 лет оказалось в селении только 4-ре человека умеющих читать и писать. В 1856 году обучал детей иеромонах Нектарий, а за отбытием его из монастыря в 1857 году обучал мальчиков священник Евфимий Демокритов, а в конце этого года не оказалось людей способных вести дело обучения. Тем и окочилась школа при монастыре.
Иноки монастыря обучали мальчиков, отправляемых сюда по распоряжению начальства, прохождению причетнической должности. В 1804 г. Тобольской семинарии ученик, 1 класса Яков Скосырев просил архипастыря \С.372\ (Антония III Знаменского) рукоположить его в стихарь и определить дьячком, но Его Преосвященство отправил его в Ивановский монастырь "для обучения чтению, пению, катихизису и кругу церковному". 29 марта 1811 года сюда же определен и с тою же целию диаконский сын Иван Ампенов, а 8-го июля сего же года отослан в монастырь Пафнутий Попов, Томской гимназии ученик русского класса и поручен искусному старцу для научения букваря, поелику не умел читать написанных слов под титлами (арх. резолюция). Об успехах сих мальчиков велено доносить по третям года. Мальчик Михаил Попов, отданный в монастырь для приготовления к дьяческой должности, делал частые побеги и, наконец, при указе Консистории 24 апреля 1816 года, возвращен в обитель с предписанием игумену, чтобы он приложил возможное попечение об обучении его. Для обучения в этом же году определен Александр Наумов. 29 мая 1820 г. определен Иоанн Пеунов. В 1822 году определено с тою же целию 5 человек: Алексей Кораблев, Владимир Шалабанов, Елисей Кораблев, Петр Торопов и Александр Дергачев. 26 августа 1816 г. отправлен в монастырь сторож Омского духовного правления Иван Лукин для пропитания его и приготовления к причетнической должности. Этих учеников предписано было исправлять и буйных дьячков укрощать и черною работою смирять. Средства исправительные иногда оказывались необходимыми, особенно в тех случаях, когда сюда были отправляемы за разные вины священно-церковнослужители, которые и чин монастырский разстраивали и служили соблазном для живущих в нем, и тем подрывали нравственное благосостояние обители и приводили ее к разстройству и вследствие этого число иноков год от года уменьшалось. На это состояние монастыря обратил внимание свое преосвященный Евлампий, прибывший на Тобольскую кафедру 16 июня 1852 г., в сане архиепископа.
В Тобольске и окрестностях его находилось три мужских монастыря и при том с небольшим числом иноков. В конце 1858 года в монастыре состояло монашествующих - настоятель иеромонах Антоний и запрещенный иеромонах Мануил. 26 июня 1859 г. принял монашеский чин диакон Константин Петухов, с именем Иллариона и 20-го июля рукоположен в иеромонаха. 15 октября 1860 г. иеромонах Мануил удален. В 1863 г. поступил из Абалака иеродиакон Анатолий. Настоятель монастыря тот же, только в 6-й день декабря 1861 года \С.373\ произведен в сан игумена, а 10 мая 1864 года произведен в сан архимандрита, с назначением управлять Абалакским монастырем, с 27 октября 1863 года. Таково было скудное число монашествующих к этому времени. Между тем в этой обширной Тобольской епархии находится один только женский монастырь в гор. Туринске. Число же лиц женского пола, желающих посвятить себя иноческой жизни, год от года увеличивалось, так что дом благочестивый по образу жизни дочери статского советника Екатерины Феодоровой Непряхиной, в Тобольске служил пристанищем для многих, ищущих спасения. Посему-то помянутый преосвященный, рапортом своим, от 7 апреля 1854 года за № 1616, ходатайствовал пред Св. Синодом об учреждении женского монастыря в Тобольске, по обращении в таковой мужеского Иоанновского междугорского монастыря.
На ходатайство преосвященного Евлампия, 14 июля того же года, последовал указ из Св. Синода, которым требовалось доставить сведения о количестве капиталов, находящихся в монастыре, прислать планы зданий, местности и угодий, принадлежащих монастырю. Требуемые сведения немедленно были доставлены, во всей полноте, но дело замолчало и на долго. Чрез 9 лет, 4 апреля 1863 г., получилось отношение г. Обер-Прокурора Св. Синода, коим он просил преосвященного Тобольского сообщить ему свой отзыв, по поводу представления епархиального начальства о дозволении обратить в женскую обитель Иоанновский мужеский монастырь, по ближайшем соображении местных данных, так как со времени представления протекло несколько лет и впоследствии могли открыться какие-либо новые обстоятельства, прежде непредвиденные и указать на необходимость тех, или других изменений.
Преосвященный Варлаам, архиепископ Тобольский, с 1862 г. по 1872 год - со всею энергиею принялся за перестройство монастыря и с любовию стал созидать женскую обитель Тотчас же по получении указа лично отправился осмотреть монастырь и о результатах своих наблюдений писал потом: "вчера я нарочито был и обозревал монастырь; важных препятствий к обращению его в женский монастырь не нашел, кроме того, что он действительно стоит на дороге и окружен лесом, где женской обители без соблазнов не обойтись. Но лес на полверсты или более во все стороны монастыря может быть вычищен и, следовательно это неудобство может быть устранено. И еще напротив монастыря \С.374\ не мало видел каких-то обывательских домов и, большею частию, новых - удобно-ли они будут снесены, или куплены будущим монастырем: иначе от них еще более будет соблазна, нежели от лесных рощей". Излагая эти мысли в своем предложении Консистории, заботливый архипастырь предписывает оной собрать все эти сведения от настоятеля монастыря, игумена Антония; известить также лиц женского пола, остаются ли оне при прежнем желании поступить в обитель и, в случае желания своего, подавали бы лично ему прошения, с указанием на вклады и пожертвования, какие оне готовы сделать для заведения монастыря. "Вклады эти, конечно, должны быть нескудны" - заканчивает владыка (ук. Кон. 14 мая 1863 г. № 3672).
Отзывы и заключения духовной Консистории даны были в благоприятном смысле и ходатайство преосвященного Варлаама было утверждено, последовало Высочайшее соизволение на определение Св. Синода об обращении в женский монастырь находящегося близ г. Тобольска третьеклассного Иоанновского междугорского мужеского монастыря (ук. Кон. 26 окт. 64 г. № 6321). Обер-Прокурор Св. Синода, князь Сергей Николаевич Урусов, 15 сентября 1864 г., сообщил Синоду, что Государь Император изволил Высочайше утвердить определение оного, на изъясненных основаниях: 1) значительная численность мужеских монастырей в Тобольской епархии и недостаток лиц, желающих посвятить себя иноческой жизни, - потому скудна обитель числом братии, а между тем имеются достаточные средства для содержания значительного числа монашествующих; 2) с другой стороны ощутительный в той епархии недостаток в женской обители и потребность учреждения оной для принятия лиц женского пола, желающих посвятить себя иноческой жизни; 3) сестры обители, состоя на правилах общежития, снискивали бы себе содержание трудами и хозяйственными занятиями, с некоторым пособием от казны, с оставлением за обителью имеющихся угодий и производимого по штату 3 класса содержания от казны, в количестве 417 руб. 60 к. - на наем служителей - 400 руб. Обитель эту именовать: "Иоанно-Введенскою". Иметь штатное число монахинь и послушниц, образ жизни и управления в сей обители должен быть учрежден на правах общежития. Для отправления богослужения определить священника, диакона и причетника, с назначением жалованья первому по 150 рублей в год, второму по 125 руб. и последнему по 50 руб. в год, а потребный на \С.375\ этот предмет расход отнести на счет свечной прибыльной суммы по монастырю и процентов с принадлежащего монастырю капитала 5000 р. Взамен пахотных участков причту монастырь обязан выдавать священнику на год муки ржаной 40 пудов, пшеничной 20 пуд., дров для отопления 25 саж.; каждое лето отводить удобный участок для сенокошения на 300 копен; диакону муки ржаной 30 пуд., пшеничной 15 пуд., дров 15 с., и сенокоса на 200 копен; причетнику муки ржаной 15 п., пшеничной 10 пуд., дров 10 саж. и сенокоса на 100 копен. Постройка домов для причта, вне монастыря, равно и другие постройки, могущие встретиться в самом монастыре, для приспособления его к настоящему его положению, следовало произвесть на счет средств самих лиц, имеющих поступить в общежитие и изъявивших желание содействовать учреждению оного. Состоящих ныне в Иоанновском монастыре монашествующих разместить в другие монастыри Тобольской епархии.
Так как в основание распределения сумм на содержание предполагаемой обители Свят. Синодом были приняты сведения о денежных средствах монастыря, представленные епархиальным начальством в 1856 г., то потребованы были дополнительные сведения. Преосвященный Варлаам донес, что денежные средства, заключающиеся до 1857 г. в 3 билетах на сумму 6100 р., в продолжение 7 лет до 1864 .г., увеличились до 14 тысяч рублей и нашел достаточным представить в пользу монастыря недвижимый капитал в 6100 руб. и пожертвованные в разное время 2 тысячи рублей. Из остающихся за тем 6 тысяч рублей признал нужным - 3 тысячи руб. обратить в билеты, с целию разделять проценты с оного на чиновников канцелярии духовной Консистории, в дополнение к их скудным окладам, а остальные за тем деньги, сколько будет к 1864 году, обратить в билеты для будущего училища девиц духовного звания, которое с надлежащим удобством может быть устроено при означенном монастыре. Ходатайство преосвященного было принято и предположения его предписано было исполнить (ук. Св. Синода, от 30 сентяб. 1864 г. № 3100). 26 октября того же года был получен настоятелем монастыря, в этом году произведенным в сан архимандрита, указ Консистории с препровождением предписания высшего начальства о переименовании в женскую Иоанно-Введенскую обитель Иоанновского междугорского мужеского монастыря. Это известие тяжело подействовало на о. архимандрита Антония. По этому случаю он \С.376\ записал в памятной книге: "указал бы я на 8 тысяч рублей, оставляемые Св. Синодом в собственность женской обители, но пусть будет воля суда. Судьба монастыря Божия, - следовательно, благодарение Господу"!
В другом месте он сетует на то, что одни трудились, а другие вошли в труд их и будут пользоваться плодами их сбережений и забот. В новосозидаемую женскую обитель на должность настоятельницы, впредь до особого распоряжения, вызвана была казначея из Туринского Николаевского женского монастыря, монахиня Серафима. Она прибыла в обитель 6 декабря с тремя монахинями - Агниею, Илариею и Евпраксиею и с ними две послушницы Феозва и Татиана. Тотчас, по прибытии их, предписано было архимандриту Антонию без промедления поместить в обители, в нижнем этаже большого корпуса. Братию мужеского монастыря с послушниками ныне же переместить - священников Низковского и Попова - послушников Коледу и Арзамасова - в Абалакский монастырь; прочие ранее были отправлены в Кондинский монастырь.
9 декабря Серафима получила указ Консистории о назначении ея настоятельницею, а 10 числа приступила к приему монастырского имущества и капиталов. При этом назначены были находиться - присутствующий Консистории священник Алексей Федюшин и член попечительства священник Порфирий Низковский. Сим же указом (8 декабря № 7245) предписано было бывшему настоятелю 3000 рубл. представить в Консисторию на канцелярских чиновников и 3000 рублей в попечительство для предполагаемого женского училища. Приемка имущества и всего хозяйства продолжалась с 10 по 16 декабря. Принято было: ржаной пуки 60? п., пшеничной 3? п., масла коровьего 1 пуд,, сарачинской крупы 7? ф., перцу 3 ф., капусты 16 вед., сена 400 копен, дров 40 саж., кирпича 10600 шт., извести около 300 п., свеч белого воска 4 п. 25 ф., желтого 2 п. 2 ф. и огарочного 4 п. 25 ф., ладону 30 ф., виноградного вина ? вед., в процентных бумагах 8600 р. и наличными 737 р. 9 к. О всем этом были постановлены особые журналы за подписью сдававшего имущество архимандрита Антония, священников о. о. Федюшина и Низковского и за печатью настоятельницы: она была неграмотна.
№ 19-20
\С.397\
Указом Консистории, от 15 декабря 1864 года, дана знать к исполнению резолюция Пр. Варлаама: "по недостаточности монахинь полного пострижения и впредь до полного образования женской обители признать в должностях, указанных настоятельницею, \С.398\ монахинь и послушниц; в должности казначеи послушницу Анастасию Лыжину, ризничей монахиню Агнию, в должности экономки монахиню Иларию и на должность свечницы монахиню Евпраксию, а монахиню Серафиму именовать правящею должность".
Прав. д. настоятельницы просила Преосвященного назначить священника для отправления богослужений из городовых или сельских, хотя на время, на что последовала резолюция Архипастыря: "дать знать монастырю, что открытие оного имеет быть, если Бог поможет, на 3-й день праздника, т. е. 27 числа декабря и что для временного служения в эту обитель дозволяется перевести из Абалака старца о. Анастасия, которому и дать помещение в самой обители, равно и всякое содержание с прислугою" (ук. Консист. 23 дек. 64 г.). Открытие монастыря торжественно было совершено преосвященным Варлаамом в назначенный день, в присутствии г. Начальнику губернии Деспота-Зеновича и многих почетных лиц города Тобольска. Таким образом с 27 декабря 1864 года, близ г. Тобольска, явилась женская обитель, которая в 25-ти летний период своего существования значительно возросла, расширилась и украсилась; все это было сделано не вдруг, а постепенно, благодаря заботливости настоятельниц, трудолюбию сестер обители и твердости, с которою они боролись с встречающимися препятствиями и неудачами, будучи поддерживаемы по временам благотворителями.
При самом начале открытия монастыря, дочерью статского советника, девицею Екатериною Непряхиной пожертвовано два 5% билета, каждый по 1000 руб., для поправки монастырских келлий и постройки новых для помещения в них, без вклада денег, разного сословия бедных вдов и девиц, желающих поступить в иноческое звание и в нем проходить разные труды на правах общежития. Было ли что сделано при сей настоятельнице, монахине Серафиме, - из документов не видно и, по краткости управления ея, едва ли было что сделано. Она состояла на должности настоятельницы менее года. Неизвестно, по какой причине она не пожелала служить; впрочем с уверенностью можно сказать, что эта хотя опытная, но неграмотная старица \С.399\ тяготилась новым своим положением, большими заботами по устроению обители, - тем более это казались ей трудным, что предъявлены были строгие требования, немедленное исполнение коих тяготило ее, - разная отчетность, при неграмотности ея, служила для нея бременем выше ея старческих сил. Поэтому, вероятно, 12 февраля 1865 года она испрашивала дозволения возвратиться в Туринский монастырь; вместе с нею желали возвратиться монахини Агния и Евпраксия. Начальство не удерживало их, что видно из резолюции Владыки: "возвратить сих монахинь в прежний монастырь, как нужных для оного, что сделать после назначения на их места прибывших вновь из Екатеринбурга (ук. 15 февр. № 893), по сдаче всего имущества монастыря и сумм формальным порядком" (ук. № 894). 16 марта того же года новой настоятельнице (и. д.) монахине Дорофее, (прибывшей на место своего служения 9 марта) предписано было выдать из сумм монастырских 50 руб. на прогоны с кормовыми для возвращения в Туринск Серафиме с сестрами-послушницами: Неонилою, Варварою, Феозвою и девицею Евдокиею. Но оне долго оставались здесь в монастыре: только в июле месяце выданы были им билеты, когда все монастырское имущество было сдано новой настоятельнице.
Вновь прибывшая настоятельница, монахиня Дорофея вызнана была из Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного монастыря, где она состояла на должности казначеи; с нею прибыли три старших монахини и 4 рясофорных послушницы. Из них старшие, указом 25 марта 1865 г. за № 1801, - Мария Назимова назначена казначеей, Муза Ведерникова - церковницею, Фекла Евреинова - благочинной и приехавшая из Туринска Мария Ямова - экономкой.
Настоятельница, монахиня Дорофея вступила в отправление своей должности 11 марта. В это время ей было 53 года; воспитанная с малых лет в благоустроенном монастыре, под руководством опытных наставниц и сама прошедшая весь искус иноческой жизни, в разных послушаниях, была опытною руководительницею и наставницею по всем частям монашеского жития. Пред сим она была уставщицею в чтении и \С.400\ пении, управляла хором, занималась письмоводством, хранением архивных дел и выполняла иные послушания. Пострижена была и монашество в 1844 г. еписк. Екатеринбургским Мелхиседеком. С 5 мая 1857 года проходила должность казначеи. Вступивши на должность настоятельницы, она опытною рукою взялась за многотрудное дело, не щадя своих сил и здоровья в новом неустроенном монастыре. Хотя много помогали опытные и знающие сестры обители, однако настоятельница везде являлась первою и подавала благотворный пример деятельности. Она ввела устав Новгородского Юрьева монастыря; составила хор и сама управляла им, учредила благоговейное чтение и пение при богослужениях, неопустительное отправление монашеского правила, чтение псалтири и поминовение живых и умерших благотворителей обители. Во время трапезования уставлены чтения поучений св. отец и житий святых. При собрании всех сестер в келлиях настоятельницы был дважды прочитан устав помянутого Новгородского Юрьева монастыря. Нередко она собирала сестер обители и прочитывала им или сама лично, или какая-либо из сестер, по назначению, душеполезные наставления в общее назидание.
Все сестры обители помещались в одном, годном для жилья, настоятельском корпусе, кроме сего был еще один каменный небольшой корпус, где готовилась пища и помещалась трапезная. Поэтому первою заботою настоятельницы Дорофеи было увеличение средств, необходимых для возобновления обветшавших монастырских зданий и к приобретению помещений для священно-церковно-служителей. 10 января 1865 года была выдана книга для сбора пожертвований на устройство обители; сбор производился 1 год и было собрано от доброхотных дателей 305 рублей.
По примеру Екатеринбургского монастыря - мать Дорофея установила разные занятия для сестер обители: - золотошвейные, бисерами, шелками и гарусами. Обратила она внимание и на новый источник доходов для монастыря - выделку восковых свеч. Свечное заведение она устроила на первых же порах своего поступления и эта мысль у ней созрела еще тогда, когда \С.401\ она вызывалась в новый монастырь: с этою целию она с собою из Екатеринбургского монастыря привезла опытных мастериц. Но на первых порах, не имея ни воска, ни запасных сумм, ни удобного помещения для сего заведения, она испрашивала разрешения от Преосв. Варлаама переделывать свечи из огарочного воска для церквей г. Тобольска, кафедрального собора и для двух монастырей - Абалакского и Тобольского Знаменского: разрешение это было дано 3 мая 1865 г. (ук. Консист. за № 2931). С июля месяца сего года начали выделывать свечи; в этом году было выделано из огарочного воска свеч 183 п. 3? ф. и прибыли монастырь получил 441 р. 22? к. В декабре месяце того же года куплено воска 200 пуд. у Бийского купца Кричевцева по 25 руб. за пуд на сумму 5/т. рублей, - частию в кредит, частию на наличные деньги. Преосвященный Варлаам благосклонно отнесся к устройству свечного завода: в помощь скудным средствам монастыря он дозволил выдать взаимообразно из сумм попечительских 500 руб. и из училищных сумм 300 руб. - на покупку воска. Кроме сего циркулярным указом Консистории, от 10 декаб. 1865 г. за № 9078, предписано причтам Тобольской епархии преимущественно покупать свечи из новооткрытого монастыря и вместе с этим распоряжением дозволено настоятельнице монастыря исправить один из корпусов для свечного производства и надстроить деревянный верхний этаж для помещения сестер, - в верхнем этаже были помещения для сестер - рукодельниц, а в нижнем - свечное производство и помещение для сих мастериц. К этому времени как раз поступило крупное пожертвование в обитель на нужды монастыря из Москвы. Наталия Димитриева Пущина пожертвовала 2/т. руб. билетами и 1/т. руб. наличными деньгами. Этот-то наличный капитал, с наступлением весны, был употреблен на означенные постройки и устроено 3 сарая для выделки кирпичей, на протяжении 65 сажен; засеяно 3 десятины хлеба и пашня обнесена плетнем.
Выполняя свое желание, Преосвященный Варлаам сделал распоряжение взять один из монастырских корпусов, находящийся на запад от холодного храма для помещения предполагаемого \С.402\ училища для девиц духовного звания. Указом, 17 июня 1865 года, предписано было составить план, сделать смету и закупить нужный материал по сходным ценам. Для наблюдения за работами составлен был комитет, в состав которого вошли - местный священник, член попечительства и настоятельница монастыря. Комитет, (по преимуществу настоятельница) деятельно занялись устройством и приспособлением этого здания. Ко дню открытия училища были произведены следующие ремонтировки: исправлены полы, потолки и крыша, заново сделаны летние и зимние рамы и приготовлена вся необходимая мебель. 21 ноября 1866 г., в день храмового праздника в обители, высокопреосвященным Варлаамом торжественно была совершена литургия, после которой был отслужен молебен при начале учения и училище было открыто на 30 воспитанниц. Должность попечительницы возложена на настоятельницу - монахиню Дорофею; смотрительницею была назначена священническая жена Капитолина Лапина, помощницею ея послушница Стефанида Миронова; законоучители - местный священник и его помощником диакон. Первыми ученицами были: дьяческая дочь Стефанида Копылова, диаконская дочь Елена Лукианова, дьяческая дочь Агриппина Рождественская и пономарская дочь Евдокия Остроумова. Расход на их содержание и обстановку равнялся 402 руб. 5? коп. С течением времени количество воспитанниц стало быстро возрастать так, что в следующем в 1867 г. пристроен деревянный двухэтажный дом с банею, на счет училищных сумм.
Деятельность настоятельницы этим не ограничилась: она всею душою старалась об устройстве обители. В том же году, вследствие крайней тесноты, разрешено было сделать каменную пристройку к свечному корпусу (ук. Консист. 1 сент. № 7715). Оба храма, внутри и снаружи обелены, крыши окрашены и крыльца исправлены. Внутри монастыря выкопан колодец, глубиною 14 саж., и в него спущен деревянный сруб. Вода в этом колодце чистая, здоровая и приятная на вкус. Устроен поместительный подвал для хранения воска. Эти две работы произведены самими монахинями.
С устройством общежития нужно было увеличить, расширить \С.403\ хозяйственные занятия, умножить скотоводство и заняться хлебопашеством. Так и было сделано. Сестры-труженицы сами расчищали землю под посев хлеба, коего в этом году было посеяно 150 пудовок. Сами сестры носили сено, жали хлеб и разводили обширные огороды для своего продовольствия. Для удобнейшего наблюдения за полевыми работами, на принадлежащей монастырю земле, в 5-ти верстном от него разстоянии, при речке Жуковке, устроена небольшая заимка для жительства сестер. Здесь поставлен деревянный дом, при нем устроены разные хозяйственные службы и выстроена ветрянная мукомольная мельница. Материал для этого заготовлялся постепенно, по мере средств обители. Скотный двор, начатый постройкою в 1866 г., был окончен в 67 г. Для служителей - рабочих при монастыре куплено 3 домика у обывателей на 285 руб.; обнесены они заплотом, с устройством новых ворот. Скотоводство значительно увеличено: принято были 5 лошадей и 8 штук рогатого скота, а в 67 г. уже было 13 лошадей, рогатого скота 21 голова и 20 шт. овец. Священник и диакон помещались первое время в приличных квартирах на счет обители; в сентября месяце 67 года приобретен покупкою дом у вдовы бывшего штатного служителя Татьяны Белкиной за 475 р.
В 1868 г., для более приличного и удобного размещения, во время церковного богослужения, сестер обители устроены хоры в холодном храме, - а в теплом были сделаны в 67 году. Число проживающих лиц в обители значительно увеличилось: монахинь 8, послушниц 13, проживающих по законным видам 49, малолетних 8 и воспитанниц в училище 17. В этом году были приняты из сострадания две слепых девицы, в память избавления Государя Императора Александра II от двукратной опасности, угрожавшей Его жизни - 25 мая 1867 г. в бытность Его в Париже и 4 апреля 1866 года.
Преосвященный Варлаам, весьма часто посещал обитель и училище (от 12 до 26 раз в год), видел сам тесноту помещений и нужды обители: уважил ходатайство настоятельницы о выдаче сборной книжки по епархии, сроком на один год. Указом же, 15 апреля 1869 г. за № 4393, предписано исправить \С.404\ трапезный корпус, с надстройкою над ним верхнего помещения. Если не окажется средств в обители, то разрешались позаимствовать. В этот и следующий год заготовлены были только необходимые строительные материалы. Только в 1872 г. приступлено было к этой постройке, и то благодаря помощи Тобольского купца А. А. Сыромятникова., который безплатно на один месяц отпустил своих рабочих. Приложено было в это лето три стены к восточной стороне; это помещение предназначалось для печения хлеба и варения кваса, - внутри трапезной уничтожены ненужные перегородки, выстланы новые полы и потолки, сделаны новые летние и зимние рамы и возведен второй этаж каменный с железною крышею. Здесь поместились сестры-рукодельницы, жившие ранее в надстройке над свечным корпусом.
В 1870 г. число живущих в обители лиц достигло до 77 человек и поэтому Преосв. Варлаам, на рапорте о состоянии монастыря за 1870 год, положил следующую резолюцию: "судя по приходу и расходу сумм, обители сей следовало бы сократить число сестер, временно живущих в монастыре, когда для всех их нет и помещений достаточных. Следовало бы заводить какой-либо капитал и на покупку воска, а не брать его всецело в долг и ради сего возвышать цены на свечи в продаже их против положения Епархиального Начальства" (ук. Консист. 19 янв. 1871 г. № 910). Храмы монастырские тоже требовали исправлений, как по своей тесноте, так и по ветхости иконостасов, от времени почерневших и несоответствующих благолепию дома Божия: игумения Дорофея ходатайствовала пред Епархиальным Начальством о дозволении устроить новый иконостас в теплом храме и представила рисунок оного и смету расходов. Рисунок был одобрен и смета утверждена 16 июня 1873 года. Тобольский мещанин, живописец Иван Козлов, с торгов, взял на себя этот подряд, обязуясь в течении года устроить новый иконостас, с написанием новых икон за 1148 руб. 30 ноября 1873 года разрешено приступить к работам и дозволено обратиться к любящим благолепие дома Божия с подписным листом; что и дало значительные пожертвования.
\С.405\
Окончания этого дела игумения Дорофея не дождалась. Неусыпные заботы, труды и скорби надломили ея здоровье. После непродолжительной болезни, напутствованная Св. Таинствами православной церкви и нелицемерно оплакиваемая еще неусовершенствовавшимися в духовной жизни сестрами, она скончалась 10 авг. 1874 года. Она управляла монастырем 9 лет и 5 месяцев. И в это столь непродолжительное время много ею было сделано полезного: запустелый монастырь принял лучший, устроенный вид; в нем в 1874 году находилось более 70 человек - монашествующих, рясофорных и белиц, старавшихся, по силам своим, быть полезными окружающему бедному населению, воспитывая и обучая грамоте и рукодельям несколько детей самых бедных родителей и доставляя покой до пяти дряхлым старицам.
Свечное производство, при всех своих неблагоприятных условиях, расширилось до значительных размеров: в 1874 г. было выделано свеч белого и желтого воска 955 пуд, - отличной доброты, за что в 1870 г. на промышленной выставке, бывшей в г. Тюмени, монастырь получил одобрительное свидетельство и премию в 50 руб. Хлебопашество, скотоводство и огородничество также доведено до значительных размеров: в 1874 г. засеяно было разного хлеба до 70 десятин, лошадей разведено с подростками до 45 шт., рогатого скота считалось 40 голов, овец 20 шт. и разной дворовой птицы до 90 штук.
Рукоделья женские доведены были до возможного совершенства и им обучали девиц училища, состоящего при обители. В достопамятное посещение г. Тобольска Его Императорским Высочеством, Великим Князем Владимиром Александровичем, настоятельница Дорофея, с старшими сестрами обители, удостоилась поднести Его Высочеству икону Иоанна Предтечи, шитую золотом, работы сестер обители, - от учениц духовного училища - туфли, шитые золотом по голубому бархату и записную книжку, шитую также золотом по малиновому бархату и несколько лучших произведений монастырского хозяйства. Все это Его Высочество изволил милостиво принять и от себя пожертвовал на нужды обители денег 50 руб. и свою фотографическую \С.406\ карточку, которая до сих пор хранится в обители, как драгоценный памятник внимания Его Императорского Высочества. Также и Великому Князю Алексею Александровичу, бывшему в Тобольске а 1872 г. настоятельницею Дорофеею была поднесена тоже икона св. Иоанна Предтечи, шитая золотом. Немало забот и хлопот несла по устройству училища для девиц духовного звания и по управлению им игумения Дорофея: она была и смотрительницею попечительницею училища; за что получала разные награды от начальства: 2 янв. 68 г. ей объявлено Архипаст. благословение за понесенные труды при устройстве училища и 12 сентября того же года объявлено Архипастырское благословение; 19 апреля 69 г. Всемилостивейше награждена наперсным крестом; 14 июля 1871 г. за соблюдение чистоты, приличной экипировки воспитанниц, за продовольствие хорошею и питательною пищею, объявлено Архипастырское благословение, - за труды и попечение об училище от обще-епархиального съезда духовенства объявлена благодарность - 18 ноября 1871 г.; 3 марта 1873 г. возведена в сан игуменьи Преосвященным Ефремом; им же и совершено над нею погребение 13 августа 1874 года.
№ 21-22.
\С.432\
По смерти игуменьи Дорофеи, по правилам общежительного монастыря, приступлено было к избранию настоятельницы. Общее желание всех сестер было избрать на эту должность казначею монастыря - монахиню Марию Назимову, которая с малых лет воспитывалась также, как и Дорофея, в Екатеринбургском монастыре. Но она по слабости здоровья, уклонялась от сей чести: были назначены новые выборы, но при этом выборе голоса разделились и выбор не состоялся. Епархиальное начальство вынуждено было вызвать на эту должность желающую из другого монастыря; временное же управление монастырем поручено казначей - монахине Марии с старшими сестрами обители (ук. Консист. 11 августа 1874 года). В 9 месяцев своего \С.433\ управления монахиня Мария во всем старалась поддержать порядок, установленный игуменьею Дорофеею. При ней окончены работы по иконостасу в теплом храме; 5 октября 1874 года храм освящен местным о. благочинным. Хозяйственные постройки в монастырской заимке - Жуковой окончены и при домах священнослужителей сделаны необходимые исправления.
Хозяйство, хлебопашество, равно свечное производство и рукоделья не уменьшены.
19 мая 1875 г., указом Консистории за № 4643, на место настоятельницы утверждена прибывшая из Екатеринбургского монастыря монахиня Августа Бердникова, - 42 лет, - дочь священника. Она поступила в Кунгурский монастырь в 1865 г., проходила должность учительницы вт. Верх-Теченском и Екатеринбургском монастырях. Настоятельница Августа управляла монастырем только 2 года и 2 месяца. Указом Консистории, от 4 апреля 1877 г., по слабости здоровья и собственному желанно, уволена от сей должности, с предписанием исполнять ее до прибытия новой настоятельницы. В это короткое время Августа однако успела сделать в пользу монастыря некоторые приобретения и произвести новые постройки. 10 декабря 1875 г. за оградой обители, против монастырских ворот, устроен деревянный дом - гостинница, для принятия богомольцев и странников. В селе Каштакском куплен новый дом, что стоило 985 руб, с перевозкою и постановкою его на место и с устройством амбара. 18 августа 1876 г. исправлено ветхое каменное помещение для хранения свечей. Число живущих в монастыре возросло при ней до 100.
28 июня 1877 г. прибыла из Владимирского Успенского монастыря монахиня Евсевия, 63 лет, вдова из мещанского звания. Она поступила в Успенский монастырь 23 октября 1862 г.; в 69 г. пострижена в монашество и проходила должность благочинной с 1870 г. 14 июля того же 77 г. она утверждена настоятельницею вместо уволенной монахини Августы.
Новая настоятельница преимущественно обратила внимание на свечное производство, которое, при благодетельном распоряжении Преосвященного Ефрема, приняло большие, почти вдвое, \С.434\ размеры. Для облегчения закупки свеч отдаленным приходам от монастыря устроены свечные склады в уездных городах: в Кургане, Таре и Тюмени. С увеличением свечного дела настала необходимость увеличить кладовую, каковая работа обошлась в 125 руб. 13 октября 1879 г., указом Консистории за № 7749, разрешено к настоятельскому корпусу, с южной стороны, пристроить деревянное двух-этажное крыльцо, что стоило 190 руб. Обративши внимание на свечное производство, настоятельница Евсевия сократила хозяйственные занятия, особенно хлебопашество. Дом в заимке Жуковой и мельница были проданы, скотоводство значительно уменьшено и только усиленные просьбы и настояния старших сестер обители убедили ее снова возстановить хлебопашество, хотя уже не в прежних размерах. - 19 сентября 1881 г. предписано устроить новый дом в заимке для жительства сестер, стоивший 310 руб. В начале того же года предписано для разсмотрения и решения главных дел в обители по внутреннему управлению и хозяйству составить совет, под председательством игумении, из старших сестер, чтобы все делалось по общему решению, а не личным произволом одной настоятельницы.
С увеличением сестер обители и при открытии в училище девиц духовного звания трех классов для одного священника, при малой помощи диакона, преподавание всех предметов обучения стало очень затруднительно. Вследствие этого, по представлению Преосвященного Ефрема, указом Св. Синода, 8 августа 1877 г., назначены в монастыри новые штаты: два священника, с жалованием - настоятелю 300 р., помощнику настоятеля 250 р. и диакону 150 р., с готовым помещением и отоплением квартир на счет обители. Кроме сего определено отпускать по 20 пуд. пшеничной муки и по 40 пуд ржаной и сенокоса на 300 копен, а диакону - 15 пуд. пшеничной муки и 30 - ржаной и сенокоса на 200 копен. Должность псаломщика упразднена так как сами сестры обители могут исполнять обязанности его. Но полный состав причта, по ходатайству настоятельницы вследствие недостаточности средств монастыря, не был назначен: место диакона осталось свободным, тем более, что училище \С.435\ девиц духовного звания было переведено в г. Тобольск 5 мая 1881 г. и преобразовано из трехклассного в шестиклассное. За освобожденное же помещение в монастыре обителью уплачено в попечительство, в течение 6 лет, 3000 руб., по 500 ежегодно.
Указом Св. Синода, от 13 апреля 1880 г. за № 1417, настоятельница Евсевия удостоена сана игумении, в который посвящена епископом Ефремом 25 мая, при служении его в обители. В том же году она получила знак Красного креста за пожертвования на войну.
Свечное производство давало хотя незначительные средства, однако достаточные для производства капитальных ремонтировок по обители. Игумения Евсевия ходатайствовала пред Епархиальным начальством о разрешении устроить в холодной церкви вместо ветхого новый иконостас, - вместо кирпичного пола в храме - деревянный, обелить храм внутри и снаружи и окрасить крыши. А так как, во время крестных ходов при следовании Абалакской иконы Божией Матери в Тобольск, вперед и обратно, бывает большое стечение богомольцев и большая часть людей остается на открытом воздухе, вследствие непоместительности летнего храма, то просила дозволения приделать к западной части храма новое, более пространное и благолепное, крыльцо с стеклянными рамами и дверями и покрыть его железом. Разрешение последовало 29 января 1880 года. Работы, с торгов, взял на себя Тобольский купец А. А. Сыромятников за 3400 р., обещаясь окончить их к 24 июня 1881 г. Но к означенному сроку отделка храма не была готова; только в следующем 1882 г. все было окончено и мать игумения с сестрами утешены были видеть в своей обители приличный святыни дом Божий, производящий отрадное впечатление на душу не роскошью и богатством, а изяществом, чистотою и обилием света. Эту мысль выразил при освящении храма, 13 июня 1882 г., Преосвященный Василий, сказав, что смиренные девы своими трудами и старанием обновили и благолепно украсили селение Вышнего: еще будет лучше, если также благолепно украсят и свои души и сердца... Тот же г. Сыромятников за 150 руб. покрыл \С.436\ масляною краскою крыши на свечном корпусе и теплой церкви, исправил в ней печи, внутри и снаружи обелил, с окраскою в настоятельском корпусе рам и дверей.
На общеепархиальном съезде духовенства, 17 февраля 1881 года, состоялось определение о покупке восковых свеч неблагоприятное для обители: духовенству и церковным старостам предоставлено необязательно покупать свечи из завода монастыря, но там, где они найдут для себя удобнее. Мнимая дешевизна свеч у частных торговцев, дозволяющих себе из личных интересов примешивать разные минеральные вещества к пчелиному воску, многих обольстила. Для разсуждения о сем игумения Евсевия была приглашена на заседание о. о. депутатов и ей были предложены условия очень тягостные - продавать свечи из чистого пчелиного воска - белые по 24 р. за пуд, а желтые - по 22 р. пуд, с укупоркою и доставкою на место за свой счет. Покупая в ярмарках воск по 20 р. за пуд, монастырь, без убытка себе, не мог продавать свечи по назначенной цене. Чтобы не остаться совершенно без дела, Совет монастыря согласился отпускать свечи по 25 р. пуд белых и по 23 р. пуд желтых, с укупоркою и доставкою на место, но и при всем том продажа свеч из складов значительно пала: при благоприятных условиях монастырь выделывал и продавал более 3000 пудов, а с новым распоряжением до 2000 пудов и менее. За то - рукодельная часть, под руководством искусной мастерицы, ныне настоятельницы, - монахини Миропии, улучшилась, хотя сбыт рукоделий был мал и затруднителен. К этому времени относится усовершенствование пения: пение стройное и умилительное усовершенствовалось под управлением хором той же монахини Миропии и старшей сестры ея монахини Анны. Сами - любительницы пения, оне на свой счет много выписывали и переписывали лучших композиторских произведений, но хозяйственная часть монастыря во многом требовала улучшения.
Игумения Евсевия управляла обителью 7 лет 8? месяцев и скончалась в преклонных летах, 31 марта 1885 г. Она была - монахиня строгой жизни: церковное монашеское правило исполняла неопустительно, даже во время своей болезни не оставляла \С.437\ келейного правила. Установленное общежитие не было нарушено: общая пища и одежда приготовлялась для всех, при трапезе читались то жития святых, то творения отцов церкви; всех монашествующих и белиц было 120 человек, включая в то число несколько малолетних и дряхлых стариц, состоящих на попечении обители.
Вместо усопшей настоятельницы, игумении Евсевии, большинством голосов на эту должность избрана монахиня Миропия, - в присутствии назначенных депутатов, членов Консистории, протоиерея И. Сентяшева и священника Е. Лаврентьева. Она 16 июня 1885 года, по указу Консистории, вступила в отправление своей должности, и в том же году утверждена в оной Св. Синодом. Она воспитывалась с детского возраста, с 1856 г., в Туринском Николаевском женском монастыре; в 1867 г. переместилась в Иоанновский монастырь. Когда в 1854 г. стало известно, что Преосвященный Евлампий намерен устроить женский монастырь в окрестностях Тобольска, вместо мужского, крестьянин Петр Дружинин приехал в Тобольск и, услыхав, что г. Непряхина в этом деле принимает деятельное участие, обратился к ней, выражая желание поместить в вновь открывающуюся обитель четырех своих малолетних дочерей, сам же с женою своею обещался безвозмездно трудиться для св. обители. Г. Непряхина, зная любвеобильное сердце Архипастыря, посоветовала ему лично явиться к Владыке и объяснить свою просьбу. Преосвященный Евлампий благосклонно отнесся к благочестивому желанию крестьянина Дружинина и до времени открытия Иоанно-Введенского монастыря предложил ему на тех же условиях поместиться с семейством в Туринском женском монастыре, что и было исполнено. В 1867 г., когда скончалась воспитавшая это семейство игумения Афинодора, - все четыре сестры, с родителями своими, помнившие свое первоначальное назначение, переместились в Иоанно-Введенскую женскую обитель, которой и посвятили свои молодые силы и способности. Здесь монахиня Миропия, постриженная в монашество 1 октября 1884 г. игуменом, ныне архимандритом Мемноном, проходила разные послушания - клиросное и рукодельное и исполняла разные \С.438\ поручения по делам обители.
В первый год своего управления монастырем настоятельница Миропия озаботилась заготовлением необходимых материалов для предполагаемых и нетерпящих отлагательства построек. Для старшего священника имелся довольно поместительный дом, но для второго - было очень неудобное помещение. По мысли вновь прибывшего Преосвященного Аврамия нужно было устроить училище для распространения грамотности не только между детьми православного населения, но и между детьми татар, вблизи живущих. Внутри монастыря также предстояло не мало поправок: свечной корпус был тесен, зимний храм обители, при быстро возрастающем количестве сестер, почти не вмещал всех молящихся; часовня, устроенная на месте алтаря первоначального холодного храма, совершенно обветшала, ограда во многих местах осыпалась. Все эти вопиющие нужды крайне озабочивали новую настоятельницу и, при скудных средствах монастыря, нечего было и думать исправить все вдруг. Прежде всего возобновлены были кирпичные сараи, - заготовлен лес, закуплено потребное количество извести и железа.
В следующем - 1886 г., с разрешения Епархиального начальства, начались постройки: деревянная надстройка над свечным корпусом разобрана и перевезена на заимку Жуково для исправления ветшающего дома; над свечным же корпусом возведен новый деревянный этаж гораздо пространнее и покрыт железною крышею. Часовня переставлена заново в лучшем виде и иконы, в ней находящиеся, возобновлены. Ограда надстроена деревом, заштукатурена, обелена и покрыта железом, окрашенным зеленою краскою. В 1887 году вне стен монастыря выстроен деревянный двух-этажный дом, на 12 саж. в длину. В верхнем этаже, в одной половине, квартира для священника, а в другой - училище, где, на полном содержании от монастыря, проживают и обучаются до 20 татарских мальчиков и несколько учится детей из Ивановского селенья. В одной половине нижнего этажа устроена богадельня для престарелых сирот духовного звания на 10 кроватей, а в другой половине проживают сестры обители и принимают проходящих \С.439\ богомольцев. Теплый храм, насколько позволяла возможность, расширен: где помещалась ризница, уничтожены двери и перегородка, в капитальной стене пробита полуциркульная арка и таким образом все пространство, занимаемое ризницею, вошло в состав храма и увеличило его на третью часть помещения. Для ризницы же возведена каменная надстройка над алтарем, который был пристроен только в один этаж и не имел снаружи благолепного вида; теперь же степы возведены равные с церковью и устроен купол с позлащенною главою и крестом. С помощию благотворителей, перелит старый небольшой колокол, весом в 35 пудов. Из имеющегося старого серебра с обветшавших икон и венцов, в количестве более 20 фун., при пожертвовании благотворителей, устроена на местную икону, в холодном храме, св. Иоанна Предтечи сребропозлащенная риза, стоимостию в 900 р. В нынешнем году устроена такая же риза на местную икону Спасителя, весом 24 фунта, стоимостию более 1000 руб. Ризница обогатилась несколькими лучшими облачениями, хоругвями и лампадами. - В 1888 г. над корпусом, где прежде помещалось училище для девиц духовного звания, возведен второй каменный этаж, предназначенный для помещения рукодельной и живописной.
Заботы настоятельницы Миропии не ограничиваются одним внешним благоустройством обители; не мало усердия и трудов прилагает она на удовлетворение внутренних нужд многочисленной своей духовной семьи, возросшей ныне до весьма значительного числа - более 200 человек. Девочек - детей или самых бедных родителей, или сирот проживает на полном содержании монастыря до 30 человек; их обучают грамоте и рукодельям; самые меньшие из них уже обучены читать псалтирь и часослов, что иногда и выполняют даже при богослужении. Старицы успокоены и имеют удобные помещения и уход. Сельское хозяйство во многом, против прежнего, расширено: по дороге к Абалацкому монастырю устраивается другая заимка, распахано несколько десятин земли, выстроен небольшой дом с ригою и амбаром; скотоводство увеличено: рогатого скота более 40 голов, лошадей рабочих слишком 50 штук.
\С.440\
Кроме разных видов рукоделий, настоятельница решилась обучить некоторых сестер живописи. По просьбе ея в Екатеринбургский монастырь, в 1886 г., были приняты для обучения две девицы, - в 87 г. были отправлены еще две. В настоящее время оне возвратились и, при помощи Божией, начинают заниматься иконописанием. Свечное производство приняло обширные размеры: журналом общеепархиального съезда духовенства, от 11 декабря 1887 г., постановлено обязательно для всей Тобольской епархии, кроме Туринского округа, где имеется при монастыре свечной завод, покупать восковые свечи в Ивановском монастыре, с обязательною высылкою денег вперед за полгода; но не все причты безусловно выполняют постановления епархиального съезда; по преимуществу уклоняются те округа, где по близости имеются свечные заводы частных лиц и они из своих личных выгод стараются вредить монастырю и поставить его в безвыходное положение. Но не такова ли участь всех хотящих благочестно жити о Христе Иисусе? Так и Иоанно-Введенская обитель, с самого своего преобразования, в течение 25 лет, ведется путем тернистым. Не богатыми вкладами и жертвами возобновляются ея стены и храмы, а трудовыми лептами тружениц-сестер и неусыпными заботами своих начальниц, а паче всего милостию и заступлением Царицы Небесной и молитвами великого заступника - Иоанна Предтечи, имени коих она посвящена.
Не лишним считаем присовокупить о достопримечательных предметах, находящихся в сей обители. Между этими предметами первое место занимает многочтимая Почаевская икона Божией Матери. В 1859 г. на эту икону Тоб. купцом Неволиным выписана из Москвы новая сребропозлащенная риза, вес. 7 ф. 26 зол., стоимостию в 360 руб., а прежняя, пожертвованная г. Пиленковым, за приличное вознаграждение уступлена в Апостоло-Андреевскую церковь на копию с Почаевской иконы Божией Матери. - Вторая икона св. Иоанна, Предтечи Господня, по преданию, как и первая, ознаменована благодатными явлениями... Икона святителя и чудотворца Николая Мирликийского, писанная в 1645 году своеручно архиепископом Герасимом, \С.441\ находится в часовне; икона Тихвинской Божией Матери - точный снимок с чудотворной иконы в сребропозлащенной ризе, устроенный усердием игумении Дорофеи; икона Пантелеймона, выписанная с Афона; икона Казанской Божией Матери - благословение епископа Ефрема; икона преподобного Сергия, Радонежского чудотворца - благословение епископа Василия; икона Божией Матери "Неопалимой купины" - выписана с Афона усердием настоятельницы, монахини Миропии. Эту икону 4 сентября торжественно обносят вокруг монастыря, с молебным пением и чтением акафиста. Еще имеется два древних евангелия; одно печатано в 1694 г., другое - в 1753 г. и древний серебряный крест с надписью: "построен в 1757 г. от Рождества Христова 29 июня в Иоанновский междугорский монастырь".
По теме данной публикации в фотоальбоме имеются фотографии:
Вид с севера. Фотография октября 2002 г. |
||
Иоанновская церковь (1808-1812 гг.) с колокольней (1827 г.). Фотография октября 2002 г. |
||
Введенская зимняя церковьс прилегающим настоятельским корпусом (1790-1853 гг.). Фотография октября 2002 г. |
||
Троицкая церковь (1908 г.). Фотография октября 2002 г. |
||
Келейный корпус с домовой церковью. Фотография октября 2002 г. |
||
Интерьер домовой церкви. Фотография октября 2002 г. |