Нечаева М. Ю.

Взгляд социолога на историю церкви

(Аналитический обзор работ Габриеля Ле Бра)


© Нечаева М. Ю., 2000.

Коммерческое использование и распространение в печатном виде, а также размещение в электронных библиотеках и изданиях без разрешения правообладателя недопустимы.

При цитировании и ссылках на данную электронную публикацию указывать:

Нечаева М. Ю. Взгляд социолога на историю церкви (Аналитический обзор работ Габриеля Ле Бра). Екатеринбург, 2000. С.__ (http://atlasch.narod.ru/)


\C.1\

Имя Габриеля Ле Бра мало что говорит историкам христианства в России, хотя известно социологам религии. Значение работ этого автора оценивается по-разному.

Российский социолог религии Д. М. Угринович считает, что главная заслуга Г. Ле Бра состоит в том, что он для изучения религиозности населения впервые применил эмпирические поведенческие индикаторы, такие как посещения месс, причащения и т. п., на основании которых ему и его ученикам удалось составить карты религиозности населения Франции. Среди недостатков методики Г. Ле Бра он отмечает ее ориентированность на внешние признаки религиозного поведения без учета его мотивов, а также открытую приверженность католицизму [1]. В курсе социологии религии, читаемом студентам Российского христианского гуманитарного института кандидатом философских наук М. Ю. Смирновым, Г. Ле Бра отнесен к «католической социологии» [2]. Другой российский социолог А. М. Салмин оценивает значение работ Г. Ле Бра следующим образом: «Своеобразной вехой в изучении не только католицизма во Франции, но и политической картины страны, вообще организации французского общества стало в свое время составление основателем современной социологии религии Г. Ле Бра детальной картины, вошедшей в учебные пособия, на которой фиксировались очертания «католических», дехристианизированных, а также «религиозно нейтральных» территорий» [3]. Далее российский социолог отмечает, что ныне эта карта религиозности уже потеряла прежнее значение, поскольку для объяснения современной ситуации во Франции следует учитывать большее количество факторов [4].

Несколько иначе оценивает труды Г. Ле Бра французский историк профессор Сорбонны Жан Делюмо. Для него это фигура знаковая, стоящая в одном ряду с такими именами, как О. Конт и Э. Дюркгейм. Главная заслуга Г. Ле Бра, по мнению Ж. Делюмо, состоит в обращении к изучению «элементарных форм религиозной жизни», «религии групп», близких и отдаленных причин сегодняшнего положения религии в обществе. Работы Г. Ле Бра, как и труды Ф. Буларда, Л. Даниэля и Л. Годена положили начало использованию социологии при изучении истории религии, рассмотрению «христианства как оно есть». «Отныне вся истории религии является социологической» [5].

\C.2\

Вероятно, такой диапазон оценок не случаен. Главный упрек в адрес Габриеля Ле Бра со стороны современных социологов – недоучет ряда факторов, влияющих на проявление религиозности, прежде всего морально-психологических. Ответ на вопрос, каким образом могут быть получены эти сведения, в основном один – путем анкетирования. Для историков религии важно в исследованиях Г. Ле Бра иное: разработка сквозных показателей религиозного состояния общества, которые могут быть прослежены в достаточно широком временном диапазоне. Таким образом, социологи оценивают результат исследований Г. Ле Бра применительно к стремительно меняющейся современности, а историки отмечают методический инструментарий, родившийся из попытки соединения социологии и истории религии. С последней точки зрения мы и попробуем проанализировать его основные публикации.

Прежде всего некоторые биографические данные. Габриель Ле Бра (1891— 1970) был профессором религиозной социологии в Сорбонне, основал журнал «Archives de sociologie des religions» [6], являлся автором многочисленных публикаций, посвященных анализу современной ему религиозной картины Франции, влиянию конфессионального фактора на политическую жизнь, а также ряда работ исторического характера, из которых наиболее обширная – двухтомник «Церковные институты средневекового христианства» – вышла в свет в 1959–1964 гг. Основные публикации методического плана разных лет были собраны его учениками и опубликованы в 1955 г. в двухтомнике «Этюды религиозной социологии». На их содержании мы и остановимся.

Сам Габриель Ле Бра отводил себе лишь роль вдохновителя обширных исследований. «Мы полагаем, что достаточно будет определить план, метод и смысл этих сельских анкет» – писал он о своей методике составления карт религиозности Франции [7]. Этот подход можно распространить и на все другие методические приемы, предложенные Габриелем Ле Бра. Как социолог, он обычно шел от современности в глубь веков, ища исторические причины современного религиозного состояния Франции, и считал возможным достичь значимых сопоставимых результатов коллективными усилиями.

Первая программа коллективных исследований была им сформулирована в 1931 г. для составления карт религиозной практики. Она была опубликована в статье «Религиозные статистика и история. К детальному рассмотрению и к историческому объяснению состояния католицизма в различных регионах Франции» (данная работа составляет первую главу т. 1 «Этюдов»). Начинать работу над картами предлагалось с диоцезов и приходов. Ниже мы приводим эту программу:

\C.3\

Обычный порядок действий при изучении диоцеза [8]:

I. Изучение библиографии:

–имеющиеся карты и статистические данные,

–отчеты диоцезных и евхаристических конгрессов,

–заметки в «Semaine religieuse» или в местной периодике.

II. Поскольку опубликованные данные обычно неполны, надо испросить разрешение епископа на получение недостающей информации в приходе, по возможности, за последние 3 года:

1. Население: приблизительное число католиков по рождению по группам (до 16 лет, мужчин, женщин). Приходские церкви, общественные часовни, духовенство.

2. Рожденные, крещеные и некрещеные дети. Церковные и гражданские браки. Церковные и гражданские похороны.

3. Число мужчин, женщин, детей до 16 лет:

а) присутствующих на воскресной мессе,

б) причащающихся на Пасху.

4. Число причащающихся каждый месяц, каждую неделю. Помогающие на церковных службах мужчины, женщины, юноши, девушки.

5. Дети, которых готовят к первому причастию; дети, уже совершившие его. Дети, изучающие катехизис после первого причастия. Приблизительное число детей, которые по возрасту готовы для этих обрядов, по воздерживаются от них.

III. Для каждой группы населения перевести эти показатели в % или рассчитать на каждые 100 человек (если возможно). Составить на их основе карты по диоцезу, архипастырству, с указанием округа декана и прихода. Перенести на карты по каждому году рождаемость, рельеф, центры культуры и индустрии, места проведения политических мероприятий (выборы депутатов, генеральных советников).

IV. Собрать статистику за как можно более древний период, воспоминания кюре и всех пожилых священников о событиях последних 50 лет. Прочесть все книги и заметки о религиозной жизни и основных транформациях диоцеза, чтобы составить схему изменений религиозной практики и ее причин хотя бы с 1789 г.

V. Монографически описать 2-3 деканских округа и 2-3 прихода, типичные для разных категория. Лучше всего взять:

–1 очень религиозный приход,

–1 полностью дехристианизированный,

–1 безразличный и колеблющийся.

Хотелось бы надеяться на помощь историков:

1. Работу следует разделить:

а) Тот, кто не рискует заняться изучением диоцеза, может довольствоваться архипастырством, деканским округом, приходом. Его труды используют другие.

б) Если нет статистики за XX век или если диоцез не представлен в публикациях, то можно заняться изучением истории религиозной практики диоцеза или его части в ХIХ в. или в период Старого Режима.

в) Отдельный фронт работ – описание религиозной практики того или иного религиозного направления или идеологической доктрины, изучаемых в определенных пространственных рамках (например, янсенизма или философии XVIII в.).

2. Поиск может быть облегчен, если есть:

а) Статистические описания рукоположений в сан, департаментские ежегодники, приходские регистры, доклады и протоколы секретариата епископа (хотя бы за некоторые дни).

б) Работы историков по тем или иным вопросам, описи архивов и т.п.

3. Всякое серьезное монографическое исследование основывается на печатных материалах, будь то подборка местных или региональных журналов или же Библиотека церковной истории Франции. Поэтому хотелось бы надеяться на появление небольших библиотек, аккумулирующих в себе материалы о религиозной жизни каждой церковной провинции, нескольких деканских округов и т.д.

\C.4\

Прежде чем предложить данный план действий, Габриель Ле Бра провел детальный анализ типичных видов источников и предварительный обзор сохранности источниковой базы в различных диоцезах Франции [9]. Такой подход, а также неоднократные напоминания о необходимости тщательного критического анализа источников, характерен и для последующих работ французского социолога.

Предложив программу изучения диоцеза, ориентированную прежде всего на современность, Габриель Ле Бра предпринял ряд исследований, направленных на выявление основных типов массовых источников, характерных для католической церкви Франции с эпохи Меровингов и до современного периода (30-х гг. ХХ в.), их информационной структуры и сохранности, а также на разработку оптимальной методики их изучения. Эти работы собраны во второй главе первого тома «Этюдов», названной «Аналитические исследования религиозной жизни в истории сельских местностей Франции» [10].

В центре внимания автора было понятие «религиозной жизни» или «христианской жизни» (поскольку Г. Ле Бра изучал только христианство, данные термины являлись для него равнозначными). Этим термином обозначалась вся духовная жизнь христианина, составляющая сферу священнической юрисдикции: «прямота веры» (т. е. система религиозных воззрений, мера их ортодоксальности и степень приверженности религии), общественные нравы и культовая практика [11].

В «Этюды» вошли несколько небольших публикаций, посвященных сфере священнической юрисдикции. В работе «Юридическая обязанность соблюдения христианской религии при Старом Режиме» (то есть до 1789 г.) [12] Г. Ле Бра отмечал, что католическая практика санкционировалась и контролировалась в основном церковными властями (на уровне соборов и папства), при достаточно редком вмешательстве в эту сферу епископов, в некоторой степени религиозная практика подлежала ведению светских властей (особое внимание которых привлекала практика пасхального причащения). Среди документов, фиксирующих спектр санкционируемых вопросов, Г. Ле Бра особо подчеркнул значение постановлений IV Латеранского собора.

В статье «Организация диоцеза Оксер в эпоху Меровингов» [13] автором сделана попытка описания структуры одной из французских епархий во 2 половине VI в. Особое внимание Г. Ле Бра привлекли постановления диоцезного собора в Маконе в 585 г., который принял 45 канонов, регулирующих религиозную жизнь мирян и духовенства диоцеза. В связи с этим автор осветил взаимоотношения епископов Оксера с диоцезными соборами, с королевской властью, частоту контактов с Римским престолом и другими галльскими епископами.

\C.5\

Следующий исторический экскурс Г. Ле Бра был посвящен тому же диоцезу, но уже в XVII в. – «Канонический контроль над христианской жизнью в диоцезе Оксер при Людовике XIV» [14]. В работе проанализированы сохранившиеся виды источников: протоколы епископских и архидьяконских визитаций, документация диоцезных синодов, экстраординарные и периодические доклады, подававшиеся на имя епископа духовенством диоцеза, мемуары кюре и монахов. Основными источниками для характеристики диоцеза в XVII в. Г. Ле Бра полагал различные документы, составляемые кюре. Автор дал критику этих источников и отметил, что по ряду вопросов они рисуют неполную и тенденциозную картину. Так, при характеристике «прямоты веры» кюре не всегда отмечали суеверия и безразличие к вере, имевшиеся в приходах, а нравственный облик нередко описывали в черных красках, обращая внимание преимущественно на экстраординарные случаи. Далее Г. Ле Бра охарактеризовал христианскую жизнь диоцеза так, как она предстает со страниц документов. Он отметил, что главным знаком верности католицизму являлось ежегодное пасхальное причащение, принимаемое с 14-летнего возраста, и в сельской местности оно было практически всеобщим. Уклоняющиеся от пасхального причащения встречались редко, и такие «диссиденты», как правило, принадлежали к числу дворянства, горожан, к представителям некоторых профессий (содержателям кабаков, матросам, торговцам вином, старым лакеям, содержанкам). Зачастую подобное «диссидентство» носило семейный характер, и могло зависеть не только от идейных установок, но и от активности самого кюре. Вторым существенным аспектом культовой практики являлось посещение воскресной мессы, считавшееся обязательным хотя бы один раз в три недели. Контролировали посещение мессы представители местного духовенства и чиновники. Существовала система церковных наказаний за уклонение от пасхального причащения и мессы. Однако можно выделить ряд факторов, отвлекавших прихожан от регулярного исполнения этих культовых актов: например, принадлежность к некоторым профессиям (пастухи, лодочники, в определенные сезоны – мясники), наличие ярмарок, рынков, кабаков, а также существующую конкуренцию приходским храмам со стороны монастырских церквей. Интересно наблюдение Г. Ле Бра о том, что в протоколах епископских визитаций и в ордонансах епископов как правило затрагивались вопросы осуществления культовой практики, а не исправления нравственного состояния диоцеза или защиты веры.

Еще одна небольшая публикация – «Контроль над религиозной практикой в диоцезе Руан при епископате Кольбера» [15] – также посвящена второй половине XVII в. Автор проанализировал основные виды управленческой документации, издаваемой диоцезными властями, отметив их хорошую сохранность. Это протоколы епископских визитаций, свидетельства о собраниях ректоров староства, а также специальная анкета, составленная епископом Кольбером в 1687 г. и включавшая в себя около 150 вопросов. Г. Ле Бра сделал некоторые выводы о регулярности культовой практики в диоцезе, отметив, что не принявших пасхальное причастие было меньше, чем людей, отсутствовавших на воскресных мессах.

Значительное место занимали источниковедческие вопросы и в другой работе Габриеля Ле Бра – «Религиозное и моральное состояние диоцеза Шалон в последнее столетие Старого Режима» [16]. Основными источниками по-прежнему являлись протоколы епископских визитаций, отчетная документация, посылаемая кюре епископу, а также вопросники епископов и ответы кюре на них.

\C.6\

Автор проследил изменение информационной структуры комплекса диоцезной документации. Если до Тридентского собора (1545–1563 гг.) документация фиксировала в основном сведения о церквях, церковном движимом имуществе, наличии священнослужителей, то в комплексе делопроизводства 1626–1629 гг. уже указывалось число принявших первое причастие и впавших в ереси. В документации 1681 г. содержалась еще более развернутая информация: имена уклонившихся от пасхального причастия (и как давно уклоняются), статистика приобщение таинств в воскресные и праздничные дни, информация о наличии еретиков, сожительниц, сварливых людей в приходах, даты последней миссии.

В 1697 г. в диоцезе был составлен и разослан епископский вопросник, ответы кюре на который создали весьма ценный и информативный комплекс источников. Вопросы касались: числа прихожан; числа принявших первое причастие и непринимающих пасхальное причастие лиц; жителей, создающих нравственное напряжение в приходе (скандалистов, сутяжников, враждующих между собой), придерживающихся противозаконных обычаев; наличия религиозных братств.

В 1704 г. был разослан новый вопросник, в котором помимо прежних пунктов содержались и новые, касавшиеся основных пороков прихожан. Кроме того, епископ вменил всем кюре в обязанность составление текстов проповедей для месс и контроль за их произнесением во всех подведомственных церквях.

В 1726 г. вопросник получил новую, более четкую структуру. Отныне кюре обязаны были осветить 9 пунктов: сделать опись движимого церковного имущества; указать число и возраст принявших первое причастие; время последней визитации; имена прихожан, не присутствующих на Пасхальных торжествах (и в течение какого времени); основные пороки прихожан и какими средствами их можно излечить; кто, по какой причине ведет тяжбы и сеет вражду в приходе; состояние фабричных счетов (фабриками назывались организации мирян, занимающиеся строительством приходской церкви или реставрацией движимого имущества); состояние церкви, кладбища, пресвитерия; четкость исполнения своих обязанностей судейскими лицами.

Далее Г. Ле Бра дал детальную критику вопросников и ответов на них как исторических источников, отметив целый ряд факторов, которые необходимо учитывать: тенденциозность самих вопросов – они направлены на выявление негативной стороны жизни приходов; личные качества кюре и его взаимоотношения с прихожанами, влиявшие на характер ответов. В результате для самого автора так и осталась нерешенной проблема, насколько верна та картина религиозного и нравственного состояния приходов диоцеза, которая предстает со станиц ответов кюре на епископские вопросники.

После серии исторических экскурсов, описанных выше, Габриель Ле Бра в ряде работ постарался определить основные периоды в истории христианства во Франции (применительно к конкретным диоцезам) и наметить основные вопросы, которые еще ждут своего объяснения. Так, в статье «Орлеанский диоцез в эпоху Второй Империи: к вопросу о религиозном и моральном состоянии» [17] он выделил два периода, для которых характерна коренная ломка религиозного состояния общества: Великую Французскую буржуазную революцию и события ХХ в. (мировые войны, социальные революции, развитие светского законодательства), между которыми происходила лишь медленная эволюция. При оценке уровня религиозности общества в различные периоды истории автор призывал учитывать не только регулярность посещения церковных служб, но и анализировать мотивы этого посещения, отмечая столь существенный фактор, как страх наказания, который может влиять на статистику посещения церковных служб, но отнюдь не говорит в пользу «качества веры».

\C.7\

В другом очерке – «Религиозная жизнеспособность Бретани от принятия христианства до наших дней» [18] – Г. Ле Бра выделил основные этапы распространения христианства в регионе, считающемся одним из самых консервативных в религиозном плане, а также определил агентов христианизации и используемые ими методы. Подводя итоги, автор отметил: а) сосуществование в Бретани на всем протяжении истории примитивных верований, ортодоксального католицизма и оппозиции церкви, между которыми менялось только соотношение, б) неоднородность в религиозном отношении даже такого традиционного оплота христианства, каким считается во Франции Бретань, в) переплетение в религиозной культуре клерикальных и народных элементов.

Обобщая свой опыт исторических изысканий, Г. Ле Бра наметил основные направления исследований, которые желательно осуществить во всех диоцезах и приходах Франции для получения сопоставимых данных по истории христианской жизни:

1) В личностном плане: духовенство, система его набора, человеческие и профессиональные качества; монастыри и монашествующие; братства, их распределение и проявляемое рвение.

2) Культовая деятельность и таинства: организация религиозных церемоний; насыщенность воскресных и пасхальных обрядов; частота причащений; результаты миссионерской деятельности.

3) Бытовые проявления религиозности (буквально: «домашняя и проселочная религия»).

4) Проявления мирской и набожной щедрости – возведение культовых сооружений (от придорожного креста до собора), завещания, сбор пожертвований и т.д.

5) Семейная нравственность; экономические и социальные отношения, противостоящие христианским принципам.

6) Оппозиция церкви и христианству.

7) Кризисные периоды и ситуации [19].

Своеобразным приложением некоторых пунктов этой программы стало исследование Г. Ле Бра «Об истории сельских крестов» [20]. В нем отмечено многообразное функциональное назначение крестов, которые одновременно были и центром художественной жизни (поскольку являлись необходимым элементом художественных произведений), и центром социальной жизни (поскольку находились во всех географически важных узлах), и центром религиозной жизни (поскольку служили средоточием культовой практики под открытым небом). Древнейшие из сохранившихся во Франции крестов относятся к XI в., практика их сооружения сохранилась и в ХХ в. Изучение крестов в сельской местности должно стать неотъемлемым компонентом исследования народной религиозности.

\C.8\

Автор наметил и основные аспекты такого изучения:

1) Собрать сведения и по возможности изображения всех сохранившихся и разрушенных крестов, составить карту их расположения.

2) Исследовать функциональное назначение каждого (крест мог служить знаком границы владений, напоминанием о конкретном событии или человеке, ориентиром для путешественников, оберегом урожая, знаком святого места).

3) Изучить художественные и композиционные особенности различных крестов.

4) Изучить религиозные обряды, связанные с сельскими крестами, особенно обряды водружения крестов; обобщить и классифицировать те народные традиции профанного христианства, которые имеют своим центром сельские кресты.

Долгое время инициатива проведения подобных «сквозных» исследований оставалась уделом самого Ле Бра. Мечта французского социолога об организации коллективных работ по единой схеме стала воплощаться только в 1944 г., когда на генеральной ассамблее Общества истории французской церкви, объединявшего исследователей-мирян и представителей духовенства (среди которых было и 40 епископов) была поставлена задача подготовки издания регистров приходских и монастырских визитаций – ценного массового исторического источника, рисующего различные стороны религиозной жизни Франции при Старом Режиме. Была создана специальная комиссия по изучению этого проекта и Габриель Ле Бра, как член Общества, предложил свою программу фиксации информации из регистров приходских и монастырских визитаций [21]:

I. Состояние культовых мест:

а) церковь и ее пристройки;

б) кладбище и его размеры; часовня (ее местонахождение, использование);

в) сельские часовни.

II. Духовенство:

а) кюре: назначение, происхождение, резиденция, культурный уровень, характер;

б) викарии;

в) капелланы и церковные старосты: назначение, образ жизни.

III. Культ и духовное влияние:

а) святой покровитель;

б) движимое имущество церкви: статуи, картины, фрески, украшения, святые чаши, литургические книги;

в) культовые церемонии: литургия, праздники, процессии, паломничеств;

г) проповеди, катехизис, религиозное воспитание.

IV. Доходы духовенства:

а) источники: дары, завещанное имущество, фонды, сборы;

б) недвижимость: земли, дома; мебель;

в) церковные фабрики, их бюджет, представление счетов, управление со стороны церковных старост;

г) уровень культуры.

V. Учреждения:

а) монастыри;

б) госпитали, больницы, лепрозории;

в) школы.

VI. Приходское общество:

а) демография;

б) иерархия: сеньоры, офицеры, нотабли;

в) представители профессий, находящихся под надзором церкви: акушерки, врачи, содержатели кабаков;

г) религиозные организации из мирян: братства, корпорации.

VII. Религиозность и нравственность прихожан:

а) верования: суеверия, колдовство, протестанты, еретики, вновь обращенные в католичество, янсенисты;

б) религиозная практика: посещение мессы, пасхальных торжеств;

в) нравы:

–взаимопомощь, добродетели,

–основные пороки (конкубинат, адюльтер, воровство, нанесение ущерба, ссоры),

–слабая вера,

–танцы и попойки.

\C.9\

Как социолога, Габриеля Ле Бра всегда интересовала основная организационная форма религиозной жизни – приход. Остальные звенья церкви изучались им намного меньше. Свои взгляды на приход как объект исторического и социологического изучения он обобщил в разделе «К изучению сельского прихода», завершающем вторую главу «Этюдов» [22].

Автор выделил три основных аспекта изучения прихода:

1. Приход – это живой мир. Прихожане составляют определенную общность со своими обычаями, особенностями языка, костюма и т.д. Но эта общность состоит из людей разной социальной принадлежности, разных профессий, наконец, просто из разных людей. Поэтому исследователь должен знать все аспекты истории прихода – экономические, социальные, демографические, культурные, и к тому же быть знакомым с основами социальной географии, религиозной и мирской статистики, психологии. Надеясь на сотрудничество исследователей с различным уровнем подготовки, Г. Ле Бра далее указал основополагающие труды по этим аспектам истории. Автор подчеркнул также необходимость знакомства историка прихода с местным фольклором и литературой.

2. Приход – это юридическое лицо, организационное звено, посредством которого осуществляется взаимодействие церкви и народа. Правовые термины, описывающие статус прихода. – это своеобразный «технический язык», который также требует изучения.

3. Приход – это историческое состояние. Все приходы (в рамках одной страны, одной конфессии) проходят аналогичную эволюцию, и в микрокосме прихода надо проследить черты большой истории. Таких направлений изучения «большого в малом» Г. Ле Бра наметил три:

а) приход и защита основ христианской цивилизации (веры, морали, культа, искусства);

\C.10\

б) приход и развитие христианской жизни (степень и средства воздействия на внутренний мир индивида); в этом плане особенно важно знать формы и степень обучения народа основам веры, а также изучить историю религиозных братств и фабрик, соотношение мирских и духовных начал в жизни прихода, экономическую деятельность церкви;

в) приход и властьимущие (место прихода в церковной иерархии, степень его автономии, взаимоотношения с монашествующими, положение епископа, взаимоотношения церковных и светских властей, положение светских грандов).

Возвращаясь к идее организации коллективных фронтальных исследований христианства, Г. Ле Бра и эти аспекты истории приходов предполагал изучать совместными усилиями, возлагая большие надежды на священников как организаторов и вдохновителей таких работ (поскольку сам автор входил в состав католического клира, подобный акцент вполне понятен).

Третья глава «Этюдов», названная «Первые обобщения», представляет собой попытку осмысления основных вех развития христианской жизни во Франции. Следуя своей методике, Г. Ле Бра прежде всего охарактеризовал сохранность источниковой базы для исследований христианской жизни от эпохи средневековья до современности (30-е гг. ХХ в.), а также дал критику основных видов массовых источников, которые содержат сопоставимую качественную и количественную информацию – вопросников епископов и ответов на них кюре, хорошо сохранившихся с XVII в., предложив некоторые способы проверки точности статистической информации [23]. Далее на основании этих сохранившихся источников он провел анализ участия прихожан в культовой практике католической церкви в сельских местностях Франции с XVII в. до современности, выделив те факторы, которые необходимо учитывать при объяснении картины религиозности населения [24]. В «Предварительном эскизе религиозной истории и религиозной географии» автор обобщил сведения о развитии культовой практики католической церкви во Франции на всем протяжении ее истории в географическом, количественном и качественном плане [25]. Завершают главу два небольших исследования «Социологический комментарий к религиозным картам Франции» и «Влияние социальных структур на религиозную жизнь во Франции» [26], в которых автор обратил внимание на ряд факторов социального, психологического и исторического плана, важных для понимания уровня религиозности населения.

Впоследствии тема внутренних и внешних факторов, влияющих на степень религиозности общества в различные исторические периоды привлекла особое внимание Габриеля Ле Бра. Глава четвертая «Этюдов», названная «Основные условия религиозной практики» [27] представляет собой своеобразную программу исследования этой проблемы. Автор предложил выделять три группы факторов: факторы единства, т. е. способствующие конфессиональному сплочению, распространению влияния религии; факторы потенциального кризиса, раскола; факторы общесоциального порядка.

\C.11\

К факторам единства Габриель Ле Бра относил церковную организацию (церковную иерархию, средства воздействия духовенства на народ), государство (степень секуляризации светской власти) и цивилизацию (ряд факторов, влияющих на степень влияния религии на общественное сознание). Факторы потенциального кризиса происходят из того же источника, что и факторы единства: автор отмечал, что источники могущества церковной организации могут стать и причиной ее кризиса, указывал на различия в религиозной практике между черным, белым духовенством и мирянами, на разнородность звеньев государственной структуры, на взаимопроникновение и взаимовлияние цивилизаций (языческой, христианской, античной), на диалектическую сущность и цикличность самих кризисов религиозности (они приводят к реформированию церкви, но несут в себе значительные разрушающие начала). Необходимо учитывать и факторы общесоциального порядка: демографические (половозрастные), социальные различия (профессиональные, классовые, партийные), факторы политической географии (естественные границы, региональное своеобразие условий жизни, традиций, система коммуникаций, разделение труда и т.п.).

Габриель Ле Бра посвятил немало своих работ анализу взаимовлияния степени религиозности населения и различных факторов общесоциального порядка. В них он выступал как социолог религии. Автор попробовал применить свою схему изучения факторов религиозности общества и к историческим материалам. В результате появилось двухтомное исследование «Церковные институты средневекового христианства», в котором рассмотрены факторы единства и факторы потенциального раскола католической церкви на материалах истории Франции «классической эпохи» (1130–1378 гг.) [28]. Эта монография может служить ярким примером утверждения Ж. Делюмо о том, что «отныне вся истории религии является социологической».

***

Заканчивая обзор, ориентированный только на историко-методическое наследие Габриеля Ле Бра, хотелось бы отметить, что французский социолог не ставил перед собой задачу написания концептуального труда, всесторонне освещающего историю христианства во Франции. Сфера его интересов ограничивалась в основном одной конфессией – католицизмом, и в рамках этой конфессии его больше всего интересовало приходское звено церковной организации. Автор неоднократно призывал к детализации исследований, и все предложенные им программы сбора информации были направлены на выявление широкого спектра сопоставимых эмпирических данных. Труды Г. Ле Бра зачастую больше напоминали комментированную социологическую анкету, чем фундаментальное научное исследование. Предложенные им программы сбора материала также могут вызывать определенные нарекания в плане четкости формулировок и логики их составления.

\C.12\

Тем не менее, работы французского социолога представляют несомненный интерес. Во-первых, они выражают определенный симбиоз подходов к истории церкви, характерных для собственно научной сферы (социологии, истории, социальной географии) и церковных кругов. Понятие христианской жизни, поставленное во главу угла исследований Г. Ле Бра, равно приемлемо для духовенства и мирян, представителей научных кругов и краеведов. Во-вторых, примечательна проработка Г. Ле Бра сквозных тематических линий исследований, которые можно осуществлять на массовых исторических источниках в значительном хронологическом диапазоне. В сущности, своими публикациями Г. Ле Бра показывал, как источниковая база определяет объективные рамки исторического познания, как далеко в глубь веков можно проследить корни современных явлений. И хотя работы Г. Ле Бра не содержат описания всех возможных сквозных линий, в методическом плане его подход весьма интересен, особенно как основа компаративных и коллективных проектов. И наконец, интересна сама формулировка спектра вопросов, возникающих при изучении прошлого и настоящего христианской церкви, указание тех факторов, которые необходимо учитывать при анализе уровня религиозности общества. Габриель Ле Бра и в исторических публикациях оставался социологом, создавая своеобразную анкету для изучения истории католической церкви и разрабатывая своеобразную «инструкцию» для тех исследователей, которые решат использовать его наработки. Можно считать, что свою задачу – «определить план, метод и смысл» анкетирования источников по истории французского католицизма – Г. Ле Бра в целом выполнил. И именно это, на наш взгляд, составляет его главную заслугу с точки зрения церковной истории.

С 1968 г. издается серия «История диоцезов Франции», таким образом, идея фронтального изучения религиозной жизни по единой схеме на родине Габриеля Ле Бра воплощается в жизнь [29]. Прижился в западной историографии и термин «религиозная жизнь», ее изучению в различные хронологические периоды посвящен целый ряд работ. В последние годы активно стали заниматься составлением исторического атласа христианства в Польше. Тематика исторических работ Г. Ле Бра тесно перекликается с еще одним популярным на Западе направлением исследований – анализом повседневной жизни различных социальных групп. И, конечно, не забыто наследие французского социолога теми учеными, которые занимаются исторической и религиозной географией. Но это – тема другого обзора.

\C.13\


Примечания:

1. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С.153.

2. http://www.rchgi.spb.ru/soc_rel.html

3. Франция глазами французских социологов. М., 1990. С.248.

4. Там же, С.250.

5. Delumeau J. Le catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1971. P.192-194.

6. Журнал существует с 1933 г., с 1991 г. выходит под названием «Archives de sciences sociales des religions». Отдельные номера можно найти в ИНИОНЕ и Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы в Москве.

7. Le Bras G. Études de sociologie religieuse. T.1. Paris, 1955. P.264-265.

8. Ibid., P.21-24.

9. Ibid., P.5, 7-20.

10. Ibid., P.25-119.

11. Ibid., P.39.

12. Ibid., P.25-26.

13. Ibid., P.27-38.

14. Ibid., P.39-51.

15. Ibid., P.52-53.

16. Ibid., P.54-68.

17. Ibid., P.69-71.

18. Ibid., P.72-84.

19. Ibid., P.84.

20. Ibid., P.85-99.

21. Ibid., P.101-102; Delumeau J. Op. cit. P.199-205.

22. Le Bras G. Études ... P.105-119.

23. Ibid., P.195-218.

24. Ibid., P.219-266.

25. Ibid., P.267-301.

26. Ibid., P.302-325.

27. Ibid., P.326-391.

28. Le Bras G. Institutions ecclésiastiques de la chrétienté médiévale. T.1-2. Paris–Tournai, 1959–1964.

29. Delumeau J. Op. cit., P.192-194; Современная западная социология, С.153; Le Bras G. Études ... P.V, 100.

Вернуться в Методику

Hosted by uCoz